Сочинение Иван Васильевич в рассказе После бала (Образ и характеристика)

Иван Васильевич в рассказе Льва Толстого "После бала" занимает главную роль. Рассказ повествуется от его имени.

Он делится историей, которая произошла еще в молодости и повлияла на его жизнь. Это реальная история и пережил ее Сергей Толстой, брат автора, благодаря чему она подробно и реалистично передана читателю.

Иван Васильевич молодой и обеспеченный дворянин. Он студент университета, как и многие ровесники, любит посещать балы и танцевать с барышнями. Внешность у него ухоженная, одевается с иголочки, всегда опрятен. У него есть лошадь, которая не каждому по-карману. К себе он постоянно привлекает внимание девушек. К приятной внешности и обеспеченности можно добавить и доброту, ведь он замечает у людей только положительную сторону, является романтичными мечтательным юношей.

Однажды Иван получает приглашение на бал к губернатору, куда должны были приехать многие знатные господа. На балу он встречается с Варенькой, дочерью полковника, которая ему давно нравится. Для него девушка была настолько неземной, что Иван Васильевич даже боялся к ней прикоснуться. Он понимает, что влюблен в нее по-настоящему и чувствует себя настолько счастливым, что кажется окрыленным. К тому же Ивану понравился и отец девушки. Он был румян и статен, грудь увешена орденами, а дочь смотрела на отца с любовью. Из всего создается впечатление, что это хороший и уважаемый человек.

Тогда еще Иван не знал, как он ошибается.

По окончанию бала Иван Васильевич счастливый возвращается домой, полон эмоций и впечатлений. Но уснуть из-за переполняющих чувств он не может, поэтому решает пройтись по улицам города. Сам не заметив, как, он подходит к дому своей возлюбленной Вареньки и становится случайным свидетелем ужасной ситуации. Он увидел, как под командованием отца его любимой девушки несколько солдат беспощадно истязают татарина - дезертира, а полковник контролирует, чтоб наносимые удары были посильнее.

Перед глазами Ивана Васильевича оказался совсем не тот человек, который был на балу и приветливо улыбался. Сегодня это был жестокий, равнодушный, грубый полковник.

Ивану Васильевичу от увиденного стало невыносимо стыдно, словно это он совершил такой безжалостный поступок. Герой рассказа не умел лицемерить и врать и все время, встречаясь с Варварой, он вспоминает эту страшную картину. Его чувства к девушке начинают постепенно угасать и сходят на нет. Они расстаются.

К тому же увиденное навсегда изменило судьбу Ивана Васильевича и он после этой ситуации больше никогда не мечтал о военной службе и навсегда отказался от карьеры на этом поприще. Ему удается сохранить честь и достоинство до глубокой старости.

2 вариант

Рассказ «После бала» написан Львом Николаевичем Толстым на основании реальных событий – воспоминаний его брата Сергея о своем знакомстве с Варварой Корейш, дочерью казанского полковника. Сергей Николаевич увлекся юной барышней, но, случайно встретив ее отца, командовавшего жуткой сценой наказания солдата, не смог продолжать романтические отношения.  Таким образом, брат автора стал прототипом главного героя произведения – рассказчика Ивана Васильевича.

Сюжетно рассказ делится на две части: «до бала» и «после бала». Эти части отличаются друг от друга описанием происходящего и выражаемыми рассказчиком эмоциями. Сначала изображается восхитительная картина бала, где главный герой влюбляется в девушку и восторгается обаянием её отца. После бала герой, случайно увидевший истинное лицо полковника, начинает совсем по-другому смотреть как на саму девушку, так и на весь мир. Изменение ракурса повествования соответствует изменению внутреннего состояния образа Ивана Васильевича.

Иван Васильевич на балу это юноша из дворянской семьи, обучающийся в провинциальном университете – «веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Главное его времяпровождение – кутить с товарищами, кататься с гор с барышнями, пить шампанское и, конечно же, посещать балы, развлекаясь там до самого утра. Обладая красивой внешностью, парень имеет успех у женщин и получает максимум удовольствия от жизни. Он крайне эмоциональный и восприимчивый. Придя на бал, он полностью погружается в свои чувства: увлекается своей новой знакомой – девушкой Варенькой, видит только ее, желает танцевать только с ней, ревнует, когда ее приглашают на танец другие, рассматривает в ней самые незначительные детали, олицетворяет с ней все происходящее и все свои ощущения. Его любовь настолько возвышена, что не имеет даже намека на сексуальный подтекст – он воспринимает девушку как ангела: «Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она». Пребывая в радужном настроении, Иван видит вокруг лишь позитив – распространяет свою любовь к Вареньке на всех присутствующих, испытывает «восторженно-нежные чувства» к ее отцу. Кроме любви он замечает в себе лишь страх – «боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья».

Юноша настолько погружен в эмоции, что, возвратившись домой под утро, не может уснуть и решает прогуляться. Он видит жестокую сцену, наполненную эмоциями, кардинально противоположными тем, что были на балу. Внезапно персонаж «прозревает», и происходит смена его внутреннего состояния. Являясь человеком глубоко ранимым и восприимчивым, он сразу же перенимает противоположные чувства – веселье и счастье бала вытесняют боль и несправедливость. Резкое изменение атмосферы влечет изменение его самого – юноша полностью меняет свое мировоззрение, отказавшись от карьеры военного. За маленький отрезок времени восторженность жизнью сменяется разочарованием и принципиальностью. Нравственные качества берут верх и затмевают горячую влюбленность.

Образ Ивана Васильевича как рассказчика это представший перед нами взрослый, умудренный опытом человек, вспоминающий о событии, повлиявшем на его жизнь. После многих лет жизни Иван Васильевич не потерял свои моральные качества и не загрубел. Это все та же яркая и притягивающая к себе личность, прекрасный оратор, увлекающий слушателей детальным рассказом, и даже забывая, в связи с чем начался разговор. Давнее событие настолько впечатлило его душу, что он пронес воспоминания через всю жизнь и помнит их в малейших деталях. Иван Васильевич до сих пор верит в благородную любовь и краснеет при малейшем намеке на пошлость, убеждая, что главное в отношениях – духовная связь. В нем до сих пор не угасло сочувствие и сострадание, он все так же не понимает увиденного им резкого контраста в поведении человека – аристократического в высшем обществе и жестокого с простыми людьми.

В образе главного героя автор отображает острые нравственные проблемы: нетерпимость к лицемерию и двуличию, готовность к состраданию и сочувствию, неприятие равнодушия и жестокости, искренность и принципиальность поведения. Главный герой олицетворяет собой сознательную молодежь того времени, твердую в своих моральных взглядах и гуманистических убеждениях. Иван Васильевич это голос самого Льва Толстого, выражение его личного отношения к событиям того времени и к общечеловеческим ценностям.

Иван Васильевич в рассказе После бала

Сочинение Иван Васильевич в рассказе После бала (Образ и характеристика)

Несколько интересных тем

  • Родина Фельдмана

    Работа Владимира Петровича Фельдмана «Родина» была написана после окончания войны в 1950 году. Сам автор участвовал в тяжелых боях. Поэтому смог так тонко и умело передать весь смысл картины.

  • Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

    В балладе «Песнь о вещем Олеге Пушкин описывает непростые времена, полные испытаний и потерь. Война и любовь к Родине тесно связаны в данном произведении.

  • Главные герои пьесы Ромео и Джульетта

    Творение Шекспира «Ромео и Джульетта» до сих пор перечитывается миллионами людей по всему миру. Эта пьеса прекрасно показывает человеческие взаимоотношения.

  • Образ Петербурга в русской литературе

    Петербург в российской литературе имеет мрачноватый окрас, но именно он вдохновляет писателей писать произведения, от которых захватывают дух.

  • По рассказу Платонова Юшка

    По жанровой направленности произведение является реалистичным рассказом, основной темой которого является проявление великодушия и милосердия, а также совершения бесчеловечных жестоких поступков.