Анализ рассказа Кавказский пленник Толстого
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» имеет интересную сюжетную линию, глубокий смысл и доступный для понимания текст, в котором автор ставит важнейшие проблемы всех времен.
История создания. Развитие событий рассказа напрямую имеет отношение к пребыванию автора в подобных условиях, как его главные герои. Оказавшись на Кавказе по совету брата был впечатлен и природой этой местности, и характером народа, и их обычаями. Лев Николаевич прошел испытание, связанное с опасностью попасть в плен к горцам. Однако преданность нового друга из чеченского народа по имени Садо спасла писателя от смерти.
Жанр – рассказ, сюжет разворачивается на нескольких страницах. Не переполнен героями. Однако этого достаточно, чтобы понять основную мысль и темы произведения.
Композиция доступна для понимания текста. Автор предлагает читателю вместе с Жилиным пройти путь от принятия решения посетить родной край до побега и возвращение домой из плена.
Система образов в произведении не многообразна. Однако каждый герой полностью раскрывает сущность тех людей, которые хотел представить писатель. Привязанность возникает между похожими людьми. Так, Жилин и Дина уважают друг друга, платят за доброту каждый по-своему. Костылин в бездействии ожидает освобождения из плена, при этом обманывает.
Основные события связаны с попаданием главных героев в руки горцев. Во время ожидания побега, Жилин знакомится с дочерью татарина. Дина сопровождает его до конца произведения. В результате освобождены оба героя. Однако один из них показал человечность и другие положительные качества. Другой оказался ленивым человеком, предателем.
Тема войны представлена подробно благодаря проявлению истинных качеств характеров героев. В подобных условиях каждый человек показал настоящее лицо. Тема дружбы особенно важна в сложных условиях, когда жизнь находится на волоске.
Идея рассказа состоит в том, что во время военных действий не важно в какие годы человек должен оставаться самим, несмотря на болезни, страх, плен и т.д. Во все времена период военных действий отличался присутствием бессмысленных поступков со стороны врагов. При этом каждый проявляет себя индивидуально, что помогает составить образ не только за счет описания внешнего вида, но поступков, черт характера.
Отношение автора сочинения к своим героям прозрачно. Герои, которые проявляют доброту, мужество и сострадание, вызывают у него симпатию. Те, кто ленится и проявляет агрессию, остаются наказаны, лишая сами себя друзей и счастливой жизни.
Вариант №2
Сюжет рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» не содержит запутанных линий. В нем описывается пребывание офицера в плену. Это событие окутано множеством деталей, героями, которые помогают автору произведения приблизить читателя к реалистичности событий. Тем более, что писатель не понаслышке знаком с военными действиями, происходящими в то время на Кавказе.
Автор старается правдиво передать чувства героев. И это ему удается легко, так как он лично подобно героям спасался бегством от врагов, участвуя в войне.
Представленное сочинение относится к жанру рассказа. Это произведение не имеет ни элементов волшебства, ни многочисленных героев, ни сложного сюжета. Каждый эпизод доступен для понимания читателю.
Вслед за героем по фамилии Жилин мы погружаемся в военную атмосферу, где две враждующие стороны разделяет лишь несколько километров. Несмотря на это, русский офицер решается увидеть мать, отправляясь в родное село. К нему присоединяется Костылин, но неожиданно оба попадают в плен. Каждое последующее событие, связанное с их пребыванием в плену у горцев, разоблачает характеры, в целом образы Жилина и Костылина.
Характеристика героев складывается благодаря их поступкам. Жилин на страницах рассказа предстает человеком трудолюбивым (делает игрушки девочке Дине), сообразительным (своевременно обдумывает план побега), преданным (не бросает Костылина на произвол судьбы), жалостливый (указывает неверный адрес на конверте, желая спокойствия матери).
Неуклюжий Костылин внешним видом становится полной противоположностью Жилина. Мужчина не способен выворачиваться, достойно выходить из трудного положения. Его губит лень, жадность и трусость.
Темой рассказа становятся дружеские отношения героев, тема войны.
Основная мысль текста сводится к тому, что образ русского офицера – Жилина Ивана – это эталон мужественности, преданности родине и близким. Именно таким должен быть. По мнению Л. Н. Толстого, каждый человек, который достоин после этого уважения и спокойной жизни. Прочитав рассказ, читатель задумывается о том, что ложь, безынициативность не могут помочь решить важные жизненные вопросы. Лишь поведение Жилина должно стать примером для подражания.
Таким образом, месяц пребывания в плену двух людей показал, насколько истинными могут быть чувства людей, каковы главные ценности в жизни каждого из них, к чему приводит подобный образ существования того и другого.
5 класс
Анализ рассказа Кавказский пленник
Несколько интересных тем
- От дождя
Только бросив взгляд на картину, сразу замечаются персонажи. Это весёлые мальчишки, которые в летний денёк играют у реки. Художник настолько ярко изобразил природу, что воображение у зрителя разыгрывается
- Моя лучшая подруга
Мне хочется рассказать о своей лучшей подруге, которую зовут Оксаной. Я считаю её очень умной и красивой девочкой. У неё длинные светло-русые вьющиеся волосы, темно синие глаза обрамлённый темными
- Ольга Ларина в романе Евгений Онегин
Ольга Ларина – это младшая сестра Татьяны. Но выделения Александра Пушкина достойна именно младшая Ларина. Но она так и остается персонажем второго плана, поэтому писатель не тратит на эту девушку много времени.
- Роль Пейзажа в романе Война и Мир
Использованный Пейзаж в романе Война и мир обогащает сам роман. Для автора природа это олицетворение человека, потому что он как никто другой соприкасаться с природой.
- Поступок Лидии Михайловны
Лидия Михайловна - это важнейший персонаж рассказа Валентина Георгиевича Распутина "Уроки французского". События в произведении происходят в непростое для всех жителей Советского Союза послевоенное время