Сочинение Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Прежде, чем обратиться к теме праведничества в рассказе А.И. Солженицына, нужно ответить на вопрос, кто такой праведник? Тот, кто соблюдает заповеди, для кого в основе нравственность, жизнь духа. Праведнику присущи следующие качества: милосердие, бескорыстие, щедрость, незлобие, способность прийти на помощь, сила духа, терпение.

Кто же праведный в местечке под названием Тальново? На протяжении всего произведения автор непрестанно доказывает: в образе бедной больной женщины Матрены является образ праведника, потому как каждое из перечисленных свойств относится к ней как нельзя лучше.

В каких условиях живет Матрена? Гниющая изба, кишащая тараканами, с отошедшими от стен обоями, за которыми постоянно возятся и шуршат мыши, скромная внутренняя обстановка (стол, русская печь, кровать, фикусы), нехватка продуктов, бедный стол и бедная почти не приносящая никакого урожая почва. Постоянные проволочки из-за справок и отсутствие какого-либо дохода. Но Матрена не жалуется на свою жизнь, она смиренна, терпелива. Она терпеливо сносит все ее удары, и несостоявшийся брак с Фаддеем, и пропажу мужа, и даже после самого страшного для матери — гибели всех своих детей — Матрена не ожесточается. Она милосердна, кошку свою она подобрала из жалости, хоть была и та больна на одну ногу, даже тараканов не смела она морить, дабы не отравить кошку.

Матрена всем, кто ни просил, всегда приходила на помощь и работала на совесть, щедро отдавала свои силы. Так, уже страдающая недугом, она соглашалась помочь колхозу, родственнице или любому другому жителю вскопать огород, или убрать навоз, или вспахать на себе сохою поле. И как праведные бессребреники никогда не брала денег, если только кому-то не удавалось их насильно отдать. Настолько бескорыстна, что готова была отдать часть своего дома — горницу воспитаннице Кире, ничего не попросив, не укорив. В какой-то степени для бедной женщины это стало самопожертвованием, что есть высший подвиг человеческого духа, потому что она знала «это — конец всей ее жизни», и все же согласилась, да еще помогала разбирать по бревнышку горницу, что так дорога была для нее.

С разрушением горницы, пропадает кошка — Матренин двор уходит в небытие, забрав с собой хозяйку. Изображая сцену прощания с Матреной, автор противопоставляет слова молитвенных прошений и безнравственность тех, кто их произносит: «голоса были хриплы, розны, лица пьяны и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства», на контрасте описано и лицо самой преставившейся Матрены: «лицо…спокойное, больше живое, чем мертвое». Солженицын лишь в конце открывает красоту Матрениной души, ее праведное житие. Когда родня, подруги, близкие, соседи держали поросят, она не гналась за сытостью, не хотела обновок, не копила денег, а жила духовной жизнью: любила животных, не могла не помогать, душой и слезой откликалась на настоящую музыку — доселе не слышанные романсы.

В конце рассказа писатель взывает к проблеме людского ожесточения, привязанности к богатствам, к вещам, деньгам. Никто не ценил всегда готовую подсобить Матрену, потому что души человеческие окаменели и перестали видеть красоту неподдельную заменив комфортом и вкусной едой, и потеряли единственного праведника, без которого не будет и жизнь, потому что жизнь бездуховная есть смерть. Во внешнем же облике Матрены при жизни и после смерти проявляется румянец, улыбка, живость, ибо у Бога все живы. Жив праведник вечной жизнью.

2 вариант

В конце 50-х-начале 60-х годов 20 столетия Александр Солженицын посвящал многие свои произведения исследованию исконно русского характера, лучшие черты которого сохранялись и в чрезвычайно нелегкий для всего советского народа период. Именно эта тема освещается и в рассказе «Матренин двор», созданном писателем в 1959 году.

Простая сельская женщина Матрена, образ которой находится в центре повествования, живет в жестоком мире, полном предательства, постоянной лжи и стремления людей обеспечить себе какие-либо материальные блага за счет другого человека. Однако Матрена в этой поистине чудовищной реальности сохраняет доброту, полнейшее бескорыстие и готовность всегда поспешить на помощь, не требуя абсолютно ничего взамен. Окружающие откровенно презирают крестьянку, считая ее неумной из-за того, что она выручала других людей без всякого вознаграждения, и не слишком хозяйственной, поскольку она никогда не пыталась обзавестись каким-либо имуществом, даже домашней живностью.

Матрене, честно трудившейся в течение всей жизни, теперь приходится добиваться пенсии за супруга, который пропал без вести еще в самом начале Великой Отечественной войны. Женщина тратит немало времени и сил на визиты в сельсовет, однако все ее старания остаются безрезультатными.

Крестьянка вынуждена тайком похищать торф, чтобы топить избу. Однако, несмотря на крайне тяжелую и безрадостную жизнь в деревне, Матрена Васильевна остается отзывчивым и доброжелательным человеком, она всегда испытывает положительные эмоции, узнав об удаче даже постороннего для нее человека. В доме Матрены обитают растения, хромая кошка, тараканы и мыши, и женщина живет в полной гармонии с этими созданиями, являющимися частью ее мира.

В то же время односельчане относятся к одинокой крестьянке с нескрываемой неприязнью, даже после ее ухода из жизни они продолжают осуждать Матрену за то, что вела совершенно иное существование по сравнению с другими жителями деревни. Сам автор полагает, что жестокость и бездушие соседей главной героини объясняется тем, что у них внутри не имеется Бога, тогда как Матрена до последних дней продолжала жить «с Богом». Солженицын делает вывод о том, что именно эта женщина являлась праведником, без которого, в соответствии с давней пословицей, не может стоять село. Писатель считает, что единственная надежда на то, что в русском народе еще окончательно не уничтожена духовность, заключается в том, что среди людей все же остаются такие праведники, как презираемая всеми Матрена Васильевна.

Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Сочинение Тема праведничества в рассказе Матренин двор

Несколько интересных тем

  • Разные

  • Свободолюбивая лирика Пушкина

    Для Пушкина понятие свободы является основным на протяжении его творческого пути. В жизни он был убежден, что нет ничего важнее простой свободы и выбора. В действительности поэт был человеком

  • После дождя

    Архип Иванович Куинджи – один из самых ярких и известных художников девятнадцатого века. Его картины имели огромную популярность среди коллекционеров, и люди выстраивались в очереди

  • Герои произведения После бала

    Произведение писателя Льва Толстого «после бала» который все увидели только после того, как писатель ушел из жизни. В основе сюжета лежит реальная ситуация, которая произошла с братом Толстого

  • Все в прошлом Максимова

    Василий Максимович Максимов - русский художник, передвижник. Основной темой его работ стала жанровая живопись. Свое творчество он посвятил изображению простого народа, быта и уклада крестьянской жизни