Природа в Слове о полку Игореве сочинение

«Слово о полку Игореве»- это литературный памятник Древней Руси. Здесь описывается неудачный поход князя Игоря на половцев. В этом произведении много образов героев, которые играют важную роль. Такие как, образ Игоря и Святослава, образ Ярославны или Всеволода. Но не менее важную роль здесь играет природа, которая на протяжении всего действия сопровождает наших героев.

Природа в этой поэме всё чувствует и сопереживает героям, словно живой человек. Она переживает за князя Игоря, за русское войско, за государство. Когда князь Игорь собрался в поход против половцев, солнце затмило день, предупреждая его о беде. Все звери и птицы всполохнулись, чувствуя опасность и зло. Природа здесь - друг нашим героям. Она помогает выбраться князю Игорю из плена. Так, например, дятлы своим стуком указывают ему путь к реке, а соловьи ликуют вдалеке, возвещая веселый рассвет. Князь Игорь вернулся из неволи домой, благодаря просьбам Ярославны, своей жены. Она плачет,переживает за своего любимого.

Поэтому обращается к Днепру, разговаривает с ветром, умоляя его сохранить жизнь мужа. Обращается к солнцу и тоже разговаривает с ним. Ярославна ласково обращается к природе, а природа помогает ей в ответ. Значит, в первую очередь природа играет роль защитницы и покровительницы. Она всегда рядом с нашими героями, переживает все эмоции вместе с ними и всегда готова помочь. Природа меняется вместе с поступками героев, со сменой событий. В момент, когда вся дружина пала духом, то вместе с ними пала и природа- поникла трава, а деревья наклонились низко к земле. Но как только Игорь возвращается домой, солнце сразу восходит, радуясь этому прекрасному событию и всё вокруг ликует и поет.

Но также автор часто соединяет наших героев с природой, сравнивая, например, князя Игоря с соколом, а Овлура, половца, который помог сбежать князю Игорю из плена, с серым волком. Сбегая из плена, Игорь мчится как ветер, скачет не как резвый конь, а как серый волк. Он наделяет персонажей главными качествами животных и птиц. К тому же, автор использует эпитеты, называя Олега и Святослава двумя прекрасными месяцами, которые затмились. Или сравнивает четырех князей с четырьмя солнцами, а половецкое войско- с черной тучей. Так он передает смысл и всю атмосферу описываемых событий.

Дух и сила природы чувствуется на каждой странице поэмы. Природа- неотъемлемая часть описываемых действий. Без нее, произведение бы не было таким насыщенным, ярким, местами напряженным. Без нее нельзя прочувствовать атмосферу, понять эмоции героев и ощутить весь трагизм событий, которые являются частью истории нашей Родины.

2 вариант

«Слово о полку Игореве» - одно из значительных произведений древнерусской литературы, рассказывающих о событиях двенадцатого века.

По обычаю летописных памятников тех лет безымянный летописец не высказывал своего прямого отношения к событиям, но влияние картин природы мы видим однозначно. Прежде всего это описание солнечного затмения, редкого явления природы. Оно показано метафорично: «Среди бела дня ночная тень ополченья русские прикрыла». Это знамение неба для древних означало недоброе, оно предсказывало поражение от темных, вражьих сил. Однако Игорь решил не обращать внимания на угрозу небес и продолжил искать «славы». Перед самой главной битвой мы также видим предвестие смерти, гибельное для войска русского князя: на небе заря кровавого цвета, и на шатры четырёх князей надвигается туча. И снова мы встречаем метафоричность авторской речи, когда он сопоставляет людей с силами природы: проносится дождь стрел, звучит раскатистый гром и видны яркие молнии. Здесь эти явления природы означают битву, когда сверкают мечи, льётся дождь стрел. Такое же отношение описано, когда Игорь потерял своё войско на исходе третьего дня битвы. Даже степь горюет, она жалеет воинов, и деревья преклоняют ветви. Природа на стороне погибших, она скорбит, понимая, что грозит русской земле.

Одной из самых ярких страниц, где человек сливается с природой, стремясь передать свои чувства, найти у земли-матушки защиты и помощи в тяжёлый для себя час, является плач Ярославны. Героиня мечтает обернуться кукушкой и полететь на помощь раненому князю, любимому мужу. Она обращается к Ветру, упрекая его в том, что он мечет половецкие стрелы на русские полки. Это олицетворение представляет нам природное явление живым могучим существом. Затем Ярославна призывает Днепр, называя его «господине», великую реку, которая, обладая невероятной силой, может сохранить «на дальней стороне» князя «чтобы жив вернулся он» домой. Третье обращение молодой женщины к Солнцу, она сетует, что и великое и «трижды светлое» опалило лучами войско князя и принесло ему поражение. Несмотря на эти обвинения, мы видим, как природа на стороне русских князей. Побег Игоря из плена возможен только благодаря её поддержке: герой обращается в разных животных, чтобы незаметно ускользнуть от врагов, всё живое помогают князю.

Следовательно, природа в «Слове о полку Игореве» играет важнейшую и значимую роль, особенно для читателя двенадцатого века.

Природа в Слове о полку Игореве

Природа в Слове о полку Игореве сочинение

Несколько интересных тем

  • Кирсанов в романе Что делать

    Александр Матвеевич Кирсанов – один из главных и лучших персонажей романа Чернышевского «Что делать?». Кирсанов был представлен автором, как мужчина

  • Рахметов в романе Что делать

    Что делать? - потрясающий по глубине своей мысли роман Николая Гавриловича Чернышевского. Выйдя в свет почти два столетия назад, он по сей день не утратил своей актуальности и популярности.

  • Последние васильки Гаврилова

    Грустны и как-то по-особенному торжественны последние дни уходящего лета. Перед долгим зимним сном природа радует буйством красок, безмятежным спокойствием и прощальным теплом

  • За чаепитием Морозова Коваленко

    На картине Александра Морозова "за чаепитием", написанной в одна тысяча девятьсот четвертом году, изображён мужчина преклонных лет, который аналогично названию предстает перед нами, распивая, чай.

  • Блок

    Известный писатель А.А. Блок, провел свое юные годы в окружении людей, которые питали безграничную любовь к литературным ценностям и идеалам. С ранних лет, поет, начинает писать