Сочинение Глеб Капустин в рассказе Срезал Шукшина

В.М. Шукшин своему рассказу «Срезал» придавал особое значение. Известно, что большинство произведений автора обладают автобиографической составляющей. Этот рассказ не исключение. Василий Макарович получал много писем со всей страны. И в некоторых посланиях жители деревни обвиняли его в зазнайстве. Во многих сквозила зависть. Это очень расстраивало писателя.

Завязкой сюжета становится приезд сына Агафьи Журавлевой. С дочерью и супругой он прибыл из города на такси, долго выгружал чемоданы, привез матери подарки. Чем привлек внимание всех жителей деревни. Выясняется, что городской гость кандидат наук и жена его тоже. А дочь школьница. Не ускользнул факт приезда от Глеба Капустина. Он то и становится главным героем рассказа.

Образ ведущего персонажа изначально вызывает противоречивые эмоции. С одной стороны, автор описывает его как эрудита, заядлого читателя книг и газет. С другой – выступает неприятная внешность и черты характера. У него толстые губы, пронзительный взгляд. Чувствуется неприязнь писателя к своему герою.

Работает Глеб на сельской пилораме. Ничем особо не выделяется из деревенских работяг. Только в этот день возле его дома образовалась толпа. Мужики ждали его появления. Сам же он, вернувшись с работы только умылся, переоделся, даже ужинать не стал. Его ждало важное дело.

Оказывается, из деревни Новой вышло много знатных, по мнению сельчан, людей: врачи, полковник, летчик, учителя. И вот теперь кандидат. Когда кто-то из них приезжал навестить родных, в доме собирались гости. Приходил и Глеб. Но не с целью вспомнить юность, он вообще родом из другой деревни. А чтобы «срезать» знатного человека, то есть показать его некомпетентность. Доказать, что ученый не слишком умен.

Так он обошелся с полковником, когда доказал, что тот не знает кто из дворян поджег Москву при наступлении Наполеона. Только зачем ему это знать? Он военный, а не историк. Матери образованных людей не любили Капустина.

В доме Журавлевых Глеб также начинает разводить демагогию, задавать нелепые вопросы, рассуждать о ненаучных теориях. Он просто нахватался разной информации из газет, но фильтровать ее не умеет. Он даже не понимает, что Журавлев филолог, а не философ. Кандидат не спорит, чтобы не обижать гостя его же незнанием. Но Капустин уверен, что «срезал», победил в эрудиции хозяина. Также как всех других. Мужики, не понимающие в науке, но видя напор Глеба, уверены в этом же. Они восхищены героем, но не любят его. Шукшин делает акцент на том, что Глеб жесток. А жестокость никто не любит.

Примечательны фамилии в рассказе. Журавлев – тот, кто парит в небе, сумел подняться по карьерной лестнице. А Капустин так и остался возле своего огорода.

Глеба Капустина даже становится жалко. Его гложет зависть к тем, кто сумел получить образование и прижиться в городе. Он самолюбив. И стремится доказать свою значимость, самоутвердиться за чужой счет. Его цель «по носу щелкнуть» того, кто устроился по жизни лучше, интереснее.

Глеб Капустин в рассказе Срезал

Сочинение Глеб Капустин в рассказе Срезал Шукшина

Несколько интересных тем

  • Лиза в повести Бедная Лиза Карамзина

    В литературе конца 18 века появляется новое направление – сентиментализм. Для него характерно описание внутреннего мира человека. Яркий пример этого течения – повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

  • Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

    В балладе «Песнь о вещем Олеге Пушкин описывает непростые времена, полные испытаний и потерь. Война и любовь к Родине тесно связаны в данном произведении.

  • Волшебница зима

    Художнику нравится воспроизводить зимние сюжеты. В его коллекции множество интересных работ. Сразу видно, что это его любимое время в году. В разнообразии картин видны различные оттенки снега.

  • Весна пришла

    Какое счастье насладиться весенним воздухом после февральских тоскливых снегов и морозов. Солнце, которое так долго светило, но не грело, начинает согревать своими весенними лучами.

  • Гражданская война – трагедия народа (Тихий Дон)

    События романа «Тихий Дон» описывают Гражданскую войну в России. Автор рассказывает читателям об этой эпохе используя интересный приём: он сконцентрировал своё внимание на одной семье