Анализ сборника Колымские рассказы Шаламова

Известный советский автор Варлам Шаламов получил известность благодаря написанному им сборнику «Колымские рассказы. Будучи отправленным на Колыму по политической статье, этот человек на себе испытал ужасы лагерей.

По словам Шаламова, каждый день в заключении был похож на предыдущий. Узники скудно питались, выполняли крайне тяжёлую работу и терпели жестокое отношение надзирателей.

Автор описывает страдания заключённых во всех подробностях. Человека могли расстрелять за любую провинность. Например, в одном из рассказов узника убили по причине выхода за разрешённые пределы. Другая история повествует о заключённом, который был не в силах доделать работу до конца, из-за чего едва не лишился жизни. Ещё один герой убит по причине отказа поделиться собственной одеждой для карточной игры. Каждый рассказ Шаламова передаёт гнетущую лагерную атмосферу и демонстрирует человеческую смерть как будничную норму.

Узники ГУЛАГа живут в состоянии апатии и полного безразличия к собственному будущему, понимая, что могут быть расстреляны в любой момент. Смерть товарищей по бараку воспринимается, как правило, спокойно. Существование в лагере со временем приводит к деморализации людей, заставляя их относиться к жестокости без какого-либо возмущения. Каждый заключённый сам за себя. Стремление помочь ближнему считается в этой среде показателем слабости, а эгоизм, наоборот, признаком сильного человека. Здесь все одиночки.

Автор убеждён, что лагерная жизнь не даёт полезного опыта и навыков, а лишь уничтожает человеческую личность. В этих невыносимых условиях доминирует только инстинкт выживания, люди становятся похожи на зверей. Главное для них – это найти пропитание.

Сюжет каждого из рассказов разворачивается медленно, но, при этом, ключевые события происходят с огромной скоростью. С одной стороны, будничная жизнь узников ГУЛАГа серая и однотипная, а с другой она представляет собой непрекращающуюся борьбу за выживание. Практически каждая история, написанная Шаламовым, заканчивается гибелью главных героев. Постоянные смерти людей являются абсолютной нормой и преподносятся автором в качестве лагерной повседневности.

Поскольку автор рассказов сам побывал в заключении, то смог крайне ярко и живо передать ужасную атмосферу тех мест. Шаламов показывает трагичность судеб множества людей, попавших в жернова репрессий. Государство в те годы относилось к человеку как бесправному существу, беспощадно эксплуатируя его труд. Огромное количество жителей нашей страны подверглось расстрелам или погибло от изнурительного труда и голода.

Писатель ведёт повествование довольно сдержанно и неэмоционально, пытаясь тем самым показать мрачную и суровую жизнь в лагерях как обыденность. Рассказы Шаламова демонстрируют читателям, что их автор действительно наравне с остальными прошёл эти испытания. Творчество этого автора является важным историческим артефактом, своеобразным напоминанием об одной из мрачных эпох в жизни нашей страны.

2 вариант

Спустя 15 лет, исключённый из лагерных списков Магаданской области, Варлам Тихонович Шаламов вернётся в Москву, изменившийся снаружи и изнутри. Здесь он начнёт работу над сборником, увековечившим его воспоминания в анналах русской литературы и давшимся ему с таким трудом... Сборник будет называться "Колымские рассказы".

"Рассказы" повествуют о пережитых Шаламовым невзгодах в сибирских лагерях и приисках. Как и множество других, он стал жертвой сталинских репрессий, нацеленных на борьбу с врагами республики. С самого становления социалистического строя он критично высказывается о новом порядке и его предводителях, вступает во множество антикоммунистических организаций. Власти не могли обойти опасного республике Шаламова; в лагеря его ссылали дважды: за распространение копий последнего письма В. И. Ленина, где тот критикует кандидатуру Сталина на пост генерального секретаря СССР, и публичное признание писательского таланта Бунина, считавшегося в то время предателем и иммигрантом.

Лагерь изменил Шаламова. Всё увиденное войдёт в основу его дальнейшего творчества, а сам автор - подобно Достоевскому или Данте - станет для читателя проводником в самые глубины людского существования. Язык сборника прост и приземист, а сами сюжеты коротки, но это не мешает Варламу Тихоновичу передавать всё многообразие человеческих чувств и состояний через те маленькие события, разбавляющие однообразие жизни этих доходяг. От голода, заставляющего слизывать последние крошки хлеба на руках и пронизывающего всё тело холода, до надежды на освобождение и низости, заставляющей всадить остриё в сердце сокамерника за желанную корочку. Здесь писатель не только передаёт свой собственный опыт, но и показывает изнанку человеческой сущности во враждебных ей условиях. В лагерях нет ни сострадания ни единства, а лишь холодная отчуждённость и звериный инстинкт, в любой момент готовый вылезти наружу. Хоть и пройдя эту мясорубку, Шаламов сохранил в ней трезвый рассудок и моральные устои, позволившие ему спустя много лет излить выстраданное на бумагу с должной отчуждённостью и точностью до деталей.

К 74-ому году жизни психика Варлама медленно "деформируется", в результате чего он попадает в пансионат для психически больных. Новый пациент был странен: с неразборчивой речью, комкавший постельное бельё, евший руками и, что было особенно странным для здешних обитателей, прятавший каждую корку хлеба, попавшуюся на глаза. В конце пути он вновь ощутил себя в лагере, с которым ему было суждено отправиться в места куда более далёкие, чем Сибирь, Магадан и Колыма...

Зачем же сейчас, в XXI веке,  читать и перечитывать Шаламова? Он выразился об этом так:"Мои рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе..." "Держать себя в толпе" - по мнению Шаламова - это сохранить человечность, не поддавшись ни времени, ни страху, ни стаду...

Анализ сборника Колымские рассказы Шаламова

Анализ сборника Колымские рассказы Шаламова

Несколько интересных тем

  • По произведению Барышня-крестьянка

    В сборнике «Повести Белкина» можно найти произведение «Барышня-крестьянка». В центре рассказа находятся две знатные и величественные семьи богатых людей: Берестовы и Муромские. Беростов

  • Соня Гурвич в повести А зори здесь тихие

    В произведении Васильева «А зори здесь тихие» несколько главных героев. Соня Гурвич была одной из них. Девушка была студенткой московского университета, хорошо училась

  • Утренний натюрморт Петрова-Водкина

    Картину под названием «Утренний натюрморт» нарисовал живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Создание картины датируется 1918 годом.

  • Празднество свадебного договора Шибанова

    О жизни М. Шибанова известно немного: родился в селе в начале 17 века, выходец из крепостных крестьян. Начал писать картины с середины 17 века. Именно его считают зачинателем бытового жанра в русском искусстве.

  • Ромео в трагедии Ромео и Джульетта

    Английский драматург в красках описал романтическую историю двух молодых людей. Парень и девушка походят из семей, которые давно враждуют между собой. Однако это не мешает им полюбить друг друга