Анализ произведения Что делать? Чернышевского

Жанровая направленность рассматриваемого произведения определяется  как сочетание нескольких литературных стилей в отношении романа: утопического, социально-политического, философского, любовного реализма.

Основная тематика произведения  - изображение нового общества, основой которого являются труд и равноправие. Данная тема раскрывается в романе посредством ключевых проблем общества в виде изображения социальной несправедливости, женского вопроса, жадности и стремления к наживе, отсутствия общественного мнения.

Структурная композиция романа отличается характерными особенностями в виде сквозных сюжетных линий, описывающих жизнь Веры Павловны, судьбоносные моменты в жизни Кирсанова и Лопухова.

Главная роль в изображении данных сюжетов отводится любовным событиям. При этом автор мастерски сочетает реальность и сны главной героини, которые символизируют социально-политические события в обществе. Тем самым автор использует художественные приемы для завуалирования острого политического контекста произведения, обрамив социальную направленность романа включением в повествование любовного контекста и снов Веры Павловны.

Основные персонажи произведения представляются автором в образе свободных от существующих предрассудков людей, которые посредством собственного труда достигают успеха, отличаясь при этом честностью и благородством. Главная героиня представлена в романе в лице Веры Павловны Розальской, уникальной представительницы женского общества России, стремящейся к постоянному саморазвитию, желающей общественного прогресса.

Также ключевыми персонажами романа являются Дмитрий Лопухов и Александр Кирсанов, изображенных в образах идеальных интеллигентов, для которых жизненные ценности заключаются в свободе личности, равноправии, необходимости постоянного труда. При этом герои отличаются определенной расчетливостью и разумным эгоизмом.

Также в качестве центрального персонажа писатель представляет Рахметова, изображенного в образе человека, придерживающегося радикальных взглядов, признающего изменения в обществе исключительно посредством революционных действий. Рахметов представляется автором в качестве особенного человека, главной целью которого является служение народу и борьба за права человека. При этом изначально герой представляется писателем как обычный юноша, имеющий дворянское происхождение.

В качестве второстепенных персонажей романа автор представляет Марью Алексеевну, мать главной героини, Жюли, изображенную в образе содержанки, Михаила Свешникова, жениха Веры Павловны.

Роман отличается художественным своеобразием в виде изображения нигилизма, рассматриваемого автором в качестве пересмотра устаревших общественных ценностей.

2 вариант

Чернышевский находился в Петропавловской крепости, когда решил написать свой роман «Что делать?». Он был арестован за новаторство и невыгодные для властей идей. Он планировал это произведение похожим на тургеневский шедевр «Отцы и дети». Это видно из сходства героев, Базарова и Рахметова.

Произведение написано в смешанном жанре. В нем и философия, и политика, и любовь. Роман имеет не одну сюжетную линию, но основная тема остается не закрытой. Чувствуется слияние стилей.

У произведения экстраординарная композиция. Особое внимание уделяется невзгодам на личном фронте. В романе присутствует переплетение социальных и политических проблем во сне центрального персонажа: богатые и бедные существуют в параллельных мирах, проблема освобождения, мечтания о счастье.

Разнообразие аспектов, освещенных автором, запутывает и усложняет сюжет. Человеческий труд, отношения мужчины и женщины, брачные узы без любви. Все это не имеет однозначного мнения, несет в себе вопрос без ответа «Что делать?».

Что касается главных героев, это совершенно разные персонажи. Розальской Вере Павловне принадлежит одна из главных ролей. Она была красивой, стройной девушкой. До встречи с Лопуховым, жила в доме на Гороховой улице с мамой и братом. Мама хотела выдать ее замуж против воли, но Вера опередила ее замужеством с Лопуховым, который был преподавателем ее брата. Женщина открывает мастерскую по пошиву одежды, в которой предлагает работать девушкам в роли партнера. Ее сновидения граничат с явью, они занимают особое место в произведении. Она любит рассуждать. Ей приходит в голову мысль о том, что женщины должны быть равны с мужчинами в правах.

Кирсанов Александр Матвеевич был другом Лопухова, а затем, мужем Веры. Выпускник медицинской академии. В момент тяжелой болезни своего друга он врачевал над ним, а после инсценировки Лопуховым самоубийства стал мужем Веры Павловны. Ему присущ гуманизм и сопереживание. Это интеллигентный человек. С верой Павловной его объединяют взгляды на жизнь.

Дмитрий Лопухов был сыном землевладельца. Занимался частной медицинской практикой. Это решительный и целеустремленный молодой человек. Ему присуща доброта и отзывчивость. Именно поэтому он решает помочь Вере избежать нежеланного брака, а впоследствии разыгрывает смерть, чтобы она стала свободной.

Молодым дворянином был Рахметов. Это товарищ Лопухова. Он был честных и самоотверженных взглядов. У него было крепкое тело и душа. Кирсановым в нем была воспитана религиозность. Рахметов стал аскетом после понимания того, что человек не всесилен. Автор описал его как идеального революционера, человека другого склада ума.

Анализ произведения Что делать? Чернышевского

Анализ произведения Что делать? Чернышевского

Несколько интересных тем

  • Вратарь от лица вратаря (Григорьев)

    Погода на улице чудесная, несмотря на то, что все растения уже поглощены осенью. Случается, что из-за дождя нет возможности поиграть, но не сегодня. У нас, конечно, нет своего поля для игры в футбол

  • Лондон. Парламент Моне

    Перед нами картина знаменитого французского художника-живописца и одного из основателей импрессионизма Клода Моне, названная автором «Лондон. Парламент». Эта работа входит в серию картин художника

  • Анализ баллады Песнь о вещем Олеге

    В балладе «Песнь о вещем Олеге Пушкин описывает непростые времена, полные испытаний и потерь. Война и любовь к Родине тесно связаны в данном произведении.

  • 4 июня День народного единства

    Празднование Дня народного единства происходит каждый год. Это гордое и внушительное название скрывает события, произошедшие много лет назад. Славяне, помня это, отметили в календарях красным цветом четверку ноября.

  • Портрет Ф.И. Шаляпина

    Что происходит, когда сливаются два течения искусства? Что происходит, когда перед изумленной толпой объединяются два гения? Примером такому чуду является «Портрет Ф.И. Шаляпина» кисти Кустодиева.