Анализ баллады Людмила Жуковского

В.А.Жуковский – автор многочисленных баллад. В раннем творчестве можно увидеть переводные произведения или стихотворения, опирающиеся на сюжеты немецких поэтов.

«Людмилу» Жуковский создаёт в 1808 году, это новое произведение, хотя и опирающееся на «Леонору» Р.А.Бюргера. У главной героини национальное русское имя, кроме того автор наполняет балладу многочисленными деталями славянского быта, передаёт своё отношение к героям и использует фольклорные и авторские эпитеты. Людмила живёт в тереме и ждёт любимого с войны. После возвращения ополчения она понимает, что жених не вернётся из далёкого края, и в отчаянии обращается к небесам, укоряя их, что отец небесный отвернулся от неё. Напрасно мать успокаивает героиню, она считает, что без милого жизни нет. Вот всходит месяц «величавый», наступает ночь, возвращается жених. Он мертвец, но Людмила не замечает этого, она говорит с ним и едет к дому жениха ночью. Дорога длинна, к утру герои приезжают на кладбище, где их ждёт свежевырытая могила. Людмила умирает, а в заключение автор пишет, что не следует роптать на бога, иначе человека ждёт смерть.

Героиня, как видим, сильная, властная, нетерпеливая, беспокойная, она не хочет слушать ничьих речей. Такие качества были не присущи русским девицам. Их воспитывали набожными, уважающими волю родителей. Кроме того дорога ночью – это путь к гибели. Автор вводит все атрибуты смерти: дом – саван, крест и шесть досок, колокол гудит, отпевая умерших, поёт петух, прогоняя темные силы, и жених превращается в мертвеца. Людмила до конца мечтает о возлюбленном, она соглашается стать его женой, не видит, что её ждёт могила.

Автор считает, что смертному (человеку) нельзя возмущаться, обвиняя божественные силы в том, что неизбежно. Он призывает героиню смириться, ведь она молода, полна жизни, сможет ещё полюбить и быть счастлива. Людмила не верит в это, она считает, что дважды полюбить не сможет, что без милого рай станет безотрадной обителью, в которой для неё нет жизни. Людмила сама стремиться к наказанию за содеянное. Она соглашается на всё, что предлагает ей жених – воплощение сил зла, лишь бы быть рядом с ним. Так дорога ночью в дом мертвеца приводит её на кладбище к собственной могиле.

Музыкальность баллады передается различными средствами выразительности, включая эпитеты (лесов дремучих, полночный час), повторы (Страшно ль, девица, со мной?) и синтаксический параллелизм (мрачен дол и мрачен лес).

2 вариант

Баллада В.А.Жуковского «Людмила» была переводной и написана в 1808 году. В её основе сюжет произведения немецкого поэта Готфрида Бюргера «Леонора». Однако Жуковского волновали местные вопросы, их он и положил в основу своего творения.

Героиня баллады Людмила наделена чертами бунтарки, она не хочет жить так, как ей советует мать. Без милого ей плохо на свете, она считает, что бог отвернулся от неё. Людмиле хочется, несмотря на все печальные приметы, видеть любимого. Такой момент настаёт. В полночь он приходит к ней под видом очень измождённого, печального жениха. Возлюбленный уговаривает девушку ехать в их общий дом, она, несмотря на всё предвестники тёмных сил соглашается. Дорога далека, им надо спешить. Юноша трижды задаёт вопрос: «Страшно ль, девица, со мной?». Девушка говорит, что она будет с ним, пусть и в гробу. Герой уклончиво отвечает, что едут они в далёкий край, там, в пустынном месте, где саван, крест и шесть досок, их дом. Они добираются до наступления утра, вот встаёт заря, кричит петух. Людмила оказывается у могилы, рядом с ней жених – мертвец. Силы покидают девушку, она умирает.

Как принято в балладе, здесь налицо вся особенность жанра. Фантастический сюжет переплетается с легендами и народными поверьями. Национальные традиции с литературными языком. Мы видим, что Людмила, горячо верующая в Бога, отрекается от этой веры, которая могла стать спасением для её души. Она ропщет, не хочет смириться с гибелью любимого. Терем, девичья, советы старших - всё остаётся в мире света. Героиня не хочет жить здесь, в мире людей, она несчастлива. Она будет с милым, там, где он. Между тем автор не может согласиться с героиней. Он считает, что человек должен быть послушен небесам и принимать свою судьбу со смирением.

Произведение написано легким, понятным языком, есть обращение к фольклорным традициям славянской культуры: ополчение, терем, дорога - символ судьбы, венчание в церкви, обручение с женихом. Для описания душевного состояния героини автор обращается к природе и использует эпитеты: далёкий свод небес, дремучий лес, борзый конь, месяц величавый, чёрный ворон; олицетворения: бор заснул, мрачный дол, поют воздушны лики. Мы видим, как постепенно светлый сумрак – мир жизни, света уступает место миру тьмы. Все атрибуты погребения также переплетаются с венчальными: колокол гудит, вдали божий храм.

Таким образом, В.А.Жуковский создаёт своё необычное произведение, в основе которого положена русская национальная культурная и литературная традиция.

Анализ баллады Людмила Жуковского

Анализ баллады Людмила Жуковского

Несколько интересных тем

  • Теплый хлеб по рассказу

    Рассказ «Тёплый хлеб» Константина Паустовского имеет сказочные элементы, поэтому он ориентирован на детей. При этом в произведении поднимаются серьёзные, важные, вечные темы.

  • Заросший пруд

    На картине «Заросший пруд» Василий Поленов изобразил тихий пейзаж русской природы – берег старого пруда, окруженного парком. Его темная вода абсолютно спокойна, в ней отражается небо и кроны деревьев

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

    М. Е. Салтыков-Щедрин являлся яростным противником крепостного права и буржуазной власти. Это мы можем увидеть в его произведениях. За историю своей литературной карьеры Михаил Евграфович смог сделать популярным жанр сатиры в России.

  • Мартовское солнце

    Юон Константин Федорович Русский художник был настоящим мастером в созданий пейзажей. Если ему дать кисточку и холст бумаги то, он за несколько дней он мог нарисовать очень красивый пейзаж достойный внимания

  • Почему рассказ называется Уроки французского?

    Автор рассказа «Уроки французского» поведал читателям историю из своего послевоенного голодного детства. Данные события положили начало долгой и крепкой дружбе между педагогом и учеником