Анализ баллады Светлана Жуковского 9 класс

А.В. Жуковский – поэт, литературный критик, педагог, сочинивший множество эпических произведений. По праву является одним из основоположников русского романтизма.

История Создания

Одним из известных произведений Василия Андреевича является баллада «Светлана». История её создания весьма интересна.

Саша Протасова — младшая дочь сводной сестры В.А.Жуковского. Василий Андреевич стал ее первым учителем, а главное другом на всю жизнь.  По разным источникам, Сашенька была хохотушкой, доброй и отзывчивой девочкой. В 1812 году Жуковский пишет балладу «Светлана», которая основана на сюжете «Леноры», немецкого поэта Г. Бюргера. Чтобы понятным языком донести текст до русского читателя, поэт меняет имя главной героини, вводит отсылки к традициям, приметам и гаданиям русского народа, меняет финал произведения.

Кому же посвящает Василий Андреевич произведение? Конечно же своей любимой племяннице Александре в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

Основная тема баллады

Основная тема данного произведения - спасительная сила искренней веры и любовь. Именно благодаря этому, главная героиня в конце произведения просыпается от жуткого сна и видит, что целый и невредимый прибыл её жених. Веру Светланы олицетворяет белый голубок (Ангел-спаситель), помогающий девушке на протяжении всего сна.

Стоит отметить роль традиций и гаданий в этой балладе. Жуковский с их помощью показывает бытие русского народа, повсеместно любимое развлечение русских красавиц.

Композиция

Композиция произведения построена на антитезе - средстве художественной выразительности, обозначающее противопоставление контрастных понятий. В балладе автор показывает борьбу сна и реальности, темноты и света, веры и погибели. Благодаря этому приему автору удаётся подчеркнуть противоречия внутреннего мира Светланы, её мысли и восприятие жизни, основываясь на ужасном сне.

Композиция «Светланы» построена так, что легко воспринимается читателем. В основе сюжета лежит загадочный и страшный сон, который Светлана видит в крещенский вечер.

Жанр

Для романтизма эпохи Жуковского характерен жанр баллады, который с одной стороны наполняет произведение элементами «потустороннего» мира, а с другой пытается яркими образами и событиями показать высокое назначение человека. Именно этот жанр использует писатель.

2 вариант

Василий Андреевич Жуковский является основоположником одного из самых массовых направлений в литературе – Романтизм. Родился русский поэт 9 февраля 1783 года. Его баллада «Светлана» является одной из известнейших и гениальных баллад в русской литературе. Поэма написана в 1812 году. Так её датировал поэт. Сюжет её великий лирик позаимствовал у немецкого не менее гениального, чем сам Василий Андреевич Жуковский,  поэта Готфрида Августа Бюргера, который в своё время написал поэму «Ленора». Василий Андреевич переписал первоисточник на свой лад. Тему произведения исследователи определяют уже много лет, так как мотив святочных гаданий Жуковский раскрыл с большой иронией. Ирония также граничит и со страхом, любовью и душевной мукой, с сомнениями и неожиданностью, которые также ярко выражены в поэме.

Василий Жуковский рисует читателю образ преданной девушки, которая безумно скучает по любимому, находящемуся, к сожалению, в далёком краю. Эта тоска Светланы угадывается читателем с первых строк:

«Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко…»

С согласием Светланы погадать на суженого, в балладу врастают новые ноты: ужас и ожидание чего-то страшного, неминуемого, охватывающие Светлану, дотрагиваются своей холодностью и до читателя. Жуковский смог грамотно и точно описать сон Светланы, заставляя и читателя изрядно поволноваться.

Финал баллады также поражает своей гениальностью: к милой возлюбленной вернулся супруг! Так читатель видит, что счастье строится на мелочах. Он видит настоящую, искреннюю и добрую любовь, способную пройти все препятствия и обогреть собою обоих героев.

Также в эмоциональном напряжении читателя держат и яркие сравнения баллады: мчат, как будто на крылах, в ней душа как ясный день. Баллада «Светлана» также богата и эпитетами: милая Светлана, ярый воск, кольцо златое, милый друг. Присутствуют и метафорические образы: стол накрыт белой пеленою, кругом мертвое молчанье, страх туманит очи.

Размер баллады Жуковского – хорей. Именно он помогает читателю более ясно понять суть баллады, её главную мысль. Рифму поэт использовал перекрёстную. Она также придаёт балладе некоторую мелодичность, заставляет читателя ещё более погрузиться в историю милой девушки. Главным лирическим героем является сама Светлана – прекрасная девушка, которая томиться в ожидании любимого. Однако, есть ещё персонажи, которые разделяют со Светланой звание лирического героя: жених, мертвец, дьяконы, голубок и даже сам автор.

Магическая баллада Василия Андреевича Жуковского звучна и красива, прелестна и душевна. Она захватывает читателя с ног до головы. Василий Андреевич Жуковский лирично и с огромным мастерством дал коснуться читателю к фантастической и живописной истории хрупкой девушки.

Анализ баллады Светлана Жуковского 9 класс

Анализ баллады Светлана Жуковского 9 класс

Несколько интересных тем

  • Мой любимый герой Пушкина

    Мой любимый герой Пушкина – на самом деле, героиня. Ларина! Но ни в коем случае не принципиальная Татьяна, а Ольга. Младшая сестра Тани мне кажется милой, хоть и кокетливой.

  • Последние васильки Гаврилова

    Грустны и как-то по-особенному торжественны последние дни уходящего лета. Перед долгим зимним сном природа радует буйством красок, безмятежным спокойствием и прощальным теплом

  • Дуня в повести Станционный смотритель

    Повесть «Станционный смотритель» была создана А.С.Пушкиным в 1830 году, в период Болдинской осени, когда были написаны произведения, ставшие золотым наследием русской литературы

  • Капитан Миронов в романе Капитанская дочка

    Роман «Капитанская дочка» написан Пушкиным в 1836 году. В этот период поэту интересна тема исторического пути России, а также отношения человека к долгу.

  • И-330/ I-330 в романе Мы

    В романе Замятина «Мы» описаны женские образы, которые помогают раскрыть истинный характер главного героя. В терминологии самого автора I-330 – бунтарка, революционерка.