Сочинение Дом Матрены в рассказе Матренин двор

Одну из ведущих ролей в рассказе А. И. Солженицына играет дом Матрены. Описание жилища героини ведется от лица ее квартиранта, учителя математики   –  Игнатича.

Дом огражден забором, войти можно только через калитку с хитрым запором где-то внизу.   

Этот добротный дом построил еще отец мужа Матрены для большой семьи, но теперь жила только одна пожилая хозяйка. Квартирант Матрены насчитал в доме восемнадцать венцов. В доме была крыша на два ската, четыре окна и еще одно маленькое чердачное окошко. Когда-то окошки сияли росписью под терем, но, со временем краски поблекли, а дерево прогнило.

Сразу после входной двери находились несколько рядов ступенек, ведущих в разные стороны – в горницу, в саму избу, на мосты, и вниз в подклеть.

Обстановку жилой избы жилец Матрены описывает как убогую, но уютную. В доме у Матрены жила колченогая кошка, полчища тараканов и мышей. В избе было темно, она освещалась только светом настольной лампы. Электричество в доме Матрены было, но его почти никогда не зажигали. Возможно, хозяйка просто не привыкла к таким новшествам. Радио у Матрены тоже не было.

 Посередине жилой комнаты располагалась печка «голландка», служившая хозяйке постелью, составленной из тряпок. На стенах когда-то были поклеены рифленые обои в пять слоев, теперь же бумага отстала от стен и в этих промежутках постоянно копошились мыши. Здесь же висело темное зеркало, в котором невозможно было ничего увидеть и два плаката, повешенных судя по всему для красоты.

Матрена очень любила свои домашние растения – фикусы, они стояли словно лес возле окна, поближе к свету. Суровая койка Игнатича, представляющая собой раскладушку, стояла в окружении растений.

Маленькая кухонька была отделена перегородкой от чистой избы. Это пространство уважали даже тараканы и не переползали за эту границу. Зато по ночам, в кухоньке, они нагло кишели одной шевелящейся коричневой массой по стенам и полу. Капризная печь готовила плохо – блюда получались невкусными и постоянно пригорали.

 Конечно, старой женщине было очень трудно содержать такой большой и просторный дом. Но она любила его несмотря ни на что. Ведь так много воспоминаний с ним было связано. В нем можно было жить, он укрывал от непогоды и держал тепло.

Дом в рассказе «Матренин двор» - это не только жилье, это нравственная опора, на которую можно опереться в трудную минуту. Потеряв опору, главная героиня рассказа быстро угасает и жизнь ее подходит к концу.

Вариант №2

Изба Матрены Васильевны — неотъемлемая часть рассказа Александра Солженицына «Матренин двор». Она выступает в роли третьего главного героя, помимо её хозяйки и Игнатича, учителя математики.

Мечта рассказчика найти тихий и уютный уголок привела его к старой избе с четырьмя оконцами в ряд, крытый щепою. Каким бы отталкивающим не казалось это место для других людей, главный герой сразу проникся домашней атмосферой жилища. Это заметно по манере рассказа о внешности и обустройстве дома. Даже наличие тараканов, мышей, отслоившиеся обои и сгнившая щепка не отталкивает читателя от Матрены и её лачуги.

Матренин двор — воплощение её сорокалетней жизни после венчания с Ефимом. Воспоминания о ещё не потемневшей, со струганными бревнами и веселым смолистым запахом избы погружают в те беззаботные годы её молодости. В годы сватовства Фаддея и Матрены, её румяности, живости и наивного счастья, когда единственной заботой девушки было ожидание любимого человека.

Все тяжелые моменты: уход Фаддея на фронт, венчание с нелюбимым человеком, потеря шестерых детей и смерть мужа, неизгладимо отпечатались в стенах её жилища. Изба стала некой летописью жизни, сборником воспоминаний, что были дороги её хозяйке.

Но были здесь и счастливые дни. Большую радость в жизнь вдовы принесла воспитанница Кира, которая во многом благодарна Матрене. Луч света привнес в столь мрачную жизнь и новый сосед, Игнатич. Возможно, это первый человек в жизни, что искренне любил и ценил все, что она делала. Только ему удалось разглядеть в этой сильной женщине столь открытую, добродушную и жизнерадостную личность, какой она была.

Разрушение дома стало большим ударом для главной героини. К сожалению, никто об этом не задумывался, кроме рассказчика. Жажда наживы, алчность родственников и «близких» друзей не позволили увидеть истинные чувства, любовь хозяйки к её поместью. Немного внимания и заботы со стороны других могли бы открыть глаза на истинную вещь — изба Матрены была её жизнью.

Столь эгоистичные, ненасытные люди, забывшие о честности, доброте и справедливости разрушили не только дом, но и жизнь самой Матрены. Её судьба могла бы быть счастливее, если бы такой светлый человек не был окружен жадностью и корыстью.

Ценность этого произведения в том, что автор сумел вписать в основной круг событий дом, воплощающий человеческую жизнь. И на примере разрушения лачуги показано, как окружающие люди могут за мгновенье обесценить и убить человека, «...без которого не стоит село, ни город, ни вся земля наша».

Дом Матрены в рассказе Матренин двор

Сочинение Дом Матрены в рассказе Матренин двор

Несколько интересных тем

  • Образ и характеристика Шарлотты Ивановны в пьесе Вишневый сад

    Писатель А.П Чехов в своем рассказе «Вишневый сад» описывает много разных увлекательных героев, каждый из них создаёт определенную атмосферу в рассказе, которую придумал Чехов

  • Маменька в повести Детство

    В повести «Детство» писатель знакомит читателя с десятилетним мальчиком, жизнь которого счастлива и безмятежна. Николенька окружен атмосферой любви и нежности. Маменька была его детским миром

  • Отзыв на книгу Вечера на хуторе близ Диканьки

    Мистическая книга Николая Васильевича «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей, которые включают в себя восемь произведений. Их объединяет гоголевская мистика

  • Прибыл на каникулы

    На известной картине зритель может наблюдать сцену между парнем в военной форме и пожилым мужчиной. Сразу видно, что мальчик проходит обучение в Суворовском училище.

  • По роману Брэдбери 451 градус по Фаренгейту

    Читателю в произведении-антиутопии демонстрируется будущее, в котором нет места книгам, знаниям и познанию. Теперь людям не нужно удосуживаться мыслить критически, вникать во что-либо, учиться