Сочинение Богодул в повести Прощание с Матерой (образ и характеристика)
"И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название." - вот первые слова повести Валентина Распутина, подарившей ему всероссийскую известность. "Прощание с Матёрой" является одним из выдающихся произведений советской литературы, показавшим всю подоплёку старости и перехода к ней. Старухи Дарья, Сима, Настасья и Катерина явились здесь живыми её олицетворениями, а наряду с ними - дед Богодул. Эта работа будет посвящена ему - последнему матёринскому старику.
Много лет назад из чужих краёв на острове появился старичок меняла, из-за любви к русскому мату прозванный здешними богохулом. Кличка прижилась и со временем преобразилась в привычного Богодула. Он кутила и завсегдатай всех бабских кругов в деревне, преимущественно бездельник и лихач. Для выражения собственной мысли ему достаточно слова "курва", произнесённого разными тонами. Обычно старик слоняется по деревне и выменивает яйца и хлеб на лоскутья и пуговицы.
Но этот образ сельского "лешего" начинает приобретать смысл и место, когда мы ближе знакомимся с другими персонажами; роль Богодула в повести начинает проясняться. Мы видим нежную заботу старух и равнодушие Павла и старика Егора, что имеет важное значение в произведении. На объяснение природы этой любви и холодности Распутин не останавливается, давая читателю понять это через призму главной темы повести - прощание; прощание со старым, осёдлым и близким, народностью и душой.
Старухи возлюбили Богодула за преданность, даже привыкнув к его матерному лексикону. Он эталон деревенского человека, весел, затейлив и эмоционален, а главное - искренен, что и отличает его от остальных матёринских мужиков, затронутых советским энтузиазмом.
Сын Дарьи, Павел - человек городского склада, коммунист и пролетарий, который старается избегать в речи деревенских выражений, живёт в посёлке и воспитывает сына по "новым", армейским порядкам.
Всю жизнь работавший на государство, молчаливый и стойкий, Егор тоже покидает деревню, но вскоре умирает, умирает при соприкосновении с городом, как пережиток старины погибает под гнётом новых порядков.
А Богодул живёт до самой смерти острова, не изменяет ему до потопа, и остаётся здесь даже после появления белой дымки, ограждающей от всего остального мира это последнее прибежище крестьянства и её вернейшего сына.
Богодул в повести Прощание с Матерой
Несколько интересных тем
- Сказки Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин являлся яростным противником крепостного права и буржуазной власти. Это мы можем увидеть в его произведениях. За историю своей литературной карьеры Михаил Евграфович смог сделать популярным жанр сатиры в России.
- Волшебная сказка собственного сочинения
Однажды в начале осени на кухне обычного деревенского дома появился странный шум. Непонятные шорохи исходили со стороны кухонного шкафа после того, как хозяйка выключила свет и вышла из комнаты.
- Куст сирени
В своем рассказе Куприн демонстрирует нам настоящую любовь. Вера — женщина, обладающая зрелостью и жертвенностью. Она является мужу хорошим помощником в трудную минуту.
- Поступок Лидии Михайловны
Лидия Михайловна - это важнейший персонаж рассказа Валентина Георгиевича Распутина "Уроки французского". События в произведении происходят в непростое для всех жителей Советского Союза послевоенное время
- Берг в романе Война и мир
Внешность Берга отличается привлекательностью, но она не отражает его душевные качества. Несмотря на его высокое происхождение, он теряет все моральные качества, необходимые честному человеку