Сочинение Богодул в повести Прощание с Матерой (образ и характеристика)
"И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название." - вот первые слова повести Валентина Распутина, подарившей ему всероссийскую известность. "Прощание с Матёрой" является одним из выдающихся произведений советской литературы, показавшим всю подоплёку старости и перехода к ней. Старухи Дарья, Сима, Настасья и Катерина явились здесь живыми её олицетворениями, а наряду с ними - дед Богодул. Эта работа будет посвящена ему - последнему матёринскому старику.
Много лет назад из чужих краёв на острове появился старичок меняла, из-за любви к русскому мату прозванный здешними богохулом. Кличка прижилась и со временем преобразилась в привычного Богодула. Он кутила и завсегдатай всех бабских кругов в деревне, преимущественно бездельник и лихач. Для выражения собственной мысли ему достаточно слова "курва", произнесённого разными тонами. Обычно старик слоняется по деревне и выменивает яйца и хлеб на лоскутья и пуговицы.
Но этот образ сельского "лешего" начинает приобретать смысл и место, когда мы ближе знакомимся с другими персонажами; роль Богодула в повести начинает проясняться. Мы видим нежную заботу старух и равнодушие Павла и старика Егора, что имеет важное значение в произведении. На объяснение природы этой любви и холодности Распутин не останавливается, давая читателю понять это через призму главной темы повести - прощание; прощание со старым, осёдлым и близким, народностью и душой.
Старухи возлюбили Богодула за преданность, даже привыкнув к его матерному лексикону. Он эталон деревенского человека, весел, затейлив и эмоционален, а главное - искренен, что и отличает его от остальных матёринских мужиков, затронутых советским энтузиазмом.
Сын Дарьи, Павел - человек городского склада, коммунист и пролетарий, который старается избегать в речи деревенских выражений, живёт в посёлке и воспитывает сына по "новым", армейским порядкам.
Всю жизнь работавший на государство, молчаливый и стойкий, Егор тоже покидает деревню, но вскоре умирает, умирает при соприкосновении с городом, как пережиток старины погибает под гнётом новых порядков.
А Богодул живёт до самой смерти острова, не изменяет ему до потопа, и остаётся здесь даже после появления белой дымки, ограждающей от всего остального мира это последнее прибежище крестьянства и её вернейшего сына.
Богодул в повести Прощание с Матерой
Несколько интересных тем
- День защитника отечества
Ежегодно зимой граждане Российской Федерации отмечают Новогодние, церковные праздники. Завершает череду зимних праздников – двадцать третье февраля. Этот праздник считается днем воинской славы или Днем защитников Отечества.
- Сатира и юмор Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал в тяжелое время цензуры, а народ пытались оградить от таких писателей и их творчества. Что бы произведения ни поддавались цензуре
- Анализ особенностей литературного языка Пушкина
Пушкин был удивительной творческой личностью. Он хотел соединить в своем творчестве три языка — церковнословянский, европейский, русский.
- Герои сказки Чиполлино
Сказку «Чиполлино» знают во всем мире не только дети, но и взрослые. Вот только сказкой это произведение назвать довольно сложно. Ведь темы в ней поднимаются явно не детские.
- Герои произведения После бала
Произведение писателя Льва Толстого «после бала» который все увидели только после того, как писатель ушел из жизни. В основе сюжета лежит реальная ситуация, которая произошла с братом Толстого