Сочинение Самсон Вырин (образ маленького человека) в повести Станционный смотритель

Теме так называемого маленького человека российские классики уделяли много внимания во все периоды творчества. Они рассказывали о персонажах, которые никак не могут воздействовать на ход событий своей жизни. Так и А.С. Пушкин написал произведение «Станционный смотритель», речь в котором идет о жизни «маленького человека» Самсона Вырина.

Главный герой произведения работал смотрителем станции и в одиночку воспитывал дочь. Жили они бедно, но Самсон всегда проявлял доброту и милосердие. Он помогал всем путникам и ухаживал за ними, был готов приютить любого нуждающегося человека прямо в своем доме. Несмотря на все добродетели, он никак не мог сделать свою жизнь лучше и помочь развиваться своей дочери.

Главный герой воспитывал дочь Дуню. Она росла хорошей хозяйкой и во всем помогла отцу. Станционный смотритель считал, что он воспитал девочку хорошим и правильным человеком. Она всегда была готова убрать за гостями и помочь отцу в его работе. Девушка была скромной и безотказной.

Однажды на станцию приехал уставший с дороги офицер. Он сразу указал на то, что ему требуется помощь, и станционный смотритель попросил Дуню помочь гостю. Однако намерения приезжего офицера были не чисты. Он украл дочь Вырина и увез ее с собой в большой город.

Будучи «маленьким человеком», Самсон Вырин никак не мог изменить ситуацию. Он был бессилен перед решением офицера и даже его собственная дочь не стала сопротивляться и уехала от отца, оставив его в одиночестве.

Главный герой произведения ездил в город, чтобы вернуть свою дочь, но не смог этого сделать. Когда он хотел просто посмотреть на свою Дуню и родившихся внуков, его даже не пустили на порог дома. Девушка жила в заточении по распоряжению своего мужа и как бы сама не хотела увидеться с отцом, сделать это она не могла.

Конечно, только человек без души забудет человека, который его воспитал. Не забыла отца и Дуня. Она приехала на станцию в поисках отца через много лет после отъезда. Как бы девушка не пыталась найти папу, сделать это ей не удалось. Местные жители подсказали, где точно можно найти отца. Это было кладбище. Он умер от безысходности и одиночества.

Жизнь главного героя закончилась в тот момент, как уехала его родная дочь, которой он посвятил всю свою жизнь. Она предала отца и, фактически, виновата в его смерти. Проблема «маленького человека» актуальна во все времена, это и можно понять по роману Пушкина.

2 вариант

«Повести Белкина» были созданы А.С. Пушкиным в 1830 году. Одна из них называется «Станционный смотритель» и посвящена теме «маленьких людей».

Самсон Вырин – главный герой данного произведения. Это немолодой чиновник самого низшего, четырнадцатого класса. Он живёт в домике при станции, подобных которой много на просторах России. Рассказчик, который встретился с Самсоном в первый раз, описывает опрятную комнату, в которой живёт и работает смотритель – это спокойный, полный достоинства человек, выглядевший вполне моложаво.

В доме живёт и его дочь, Дуня. Именно она содержала помещение в порядке, была приветливой, расторопной и очень красивой. К сожалению, в жизни смотрителя произошла, как он считал, беда. Дуню увёз офицер, проезжающий однажды мимо станции. Сначала отец ничего не заподозрил, он даже послал за доктором, когда гусар сказал, что болен. Дуня ухаживала за ним, а когда военный уезжал, то предложил ей прокатиться с ним до церкви. Отец настоял на том, чтобы девушка поехала, хотя она и не хотела.

Так Самсон Вырин потерял дочь. Он считал, что виноват гусар, и его родная доченька будет страдать от бесчестия. В отчаянии отец едет в Петербург, встречается с Минским и Дуней. Офицер выходит к нему и платит за дочь сто рублей. Дуня увидела отца, но не осмелилась подойти, упала в обморок. Герой возвращается домой, смысл жизни для него потерян. Он остаётся на прежнем своём месте, но работает по привычке, всё вокруг приходит в запустение. Герой не может бороться с людьми высшими по званию, чину, состоянию. Он раздавлен таким отношением к людям. Самсон Вырин спивается, потому что не находит выхода из сложившейся ситуации. Ни Дуня, ни Минский не считают нужным даже посетить старика. Им хорошо, они не думают об его страданиях.

Следовательно, А.С. Пушкин в своём произведении «Станционный смотритель» открыл новую тему «маленького человека». Он показал, что и такие люди, имеющие низкий чин, звание, состояние, не претендующие на роль значительного человека, тоже имеют чувства. Их нельзя безнаказанно оскорблять, калечить им жизнь. Они также способны бороться за своё счастье.

Рассказчик, посетивший Вырина через несколько лет, не узнал героя в этом старике. Он был небрежно одет, комната, где он жил, находилась в запустении. Смотритель стал грубым, только стакан вина заставил его разговориться, он поведал свою печальную историю о дочери.

Вскоре Вырин умирает, а Дуня, приехав наконец к нему, находит только могилу.

Самсон Вырин в повести Станционный смотритель

Сочинение Самсон Вырин (образ маленького человека) в повести Станционный смотритель

Несколько интересных тем

  • Иван Васильевич в рассказе После бала

    Иван Васильевич в рассказе Льва Толстого После бала занимает главную роль. Рассказ повествуется от его имени. Он делится историей, которая произошла еще в молодости и повлияла на его жизнь

  • Образ Петербурга в романе Евгений Онегин

    Этот город (тогда столица) начинает и заканчивает произведение, играет большую роль в нём. Сам Евгений ведёт там свою жизнь, полную удовольствий, которые его не радуют

  • За чаепитием Морозова Коваленко

    На картине Александра Морозова "за чаепитием", написанной в одна тысяча девятьсот четвертом году, изображён мужчина преклонных лет, который аналогично названию предстает перед нами, распивая, чай.

  • Демон поверженный Врубеля

    Михаил Александрович Врубель написал картину "Демон поверженный" вначале 20 века. В те годы, хотя христианство и было официальной государственной религией, среди молодёжи многие стремились

  • Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов

    Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» была написана в Михайловском в 1825 году. В ней автор поднимает тему власти и народа, а также указывает на проблему самозванства.