Анализ произведения Борис Годунов Пушкина (7, 10 класс)

В творчестве Пушкина есть произведения исторического жанра, одним из которых является трагедия «Борис Годунов». Произведение было создано в 1825 году незадолго до восстания декабристов, которые были очень близки по духу писателю. Литератор рассуждал много о причинах этого восстания, и, чтобы лучше понять его, обратился ко прошлому. На тему произведения повлиял и факт публикации «Истории государства российского» Карамзиным, с которым Пушкин общался. Карамзин считал, что одной из причин Смуты была неправильная политика Бориса Годунова. Это и привлекло внимание писателя к его персоне.

Главный герой трагедии — Борис Годунов. Для него власть — это самое главное в жизни, он стремится всяческими путями её добиться. При этом он не хочет использовать её с какими-либо благими целями. Для персонажа главное — это власть ради власти. При этом власть — тяжёлое бремя, и Борис Годунов обладает всеми талантами, чтобы его выдержать. Он умный, образованный, сообразительный, мудрый правитель. Но власть ему нужна вовсе не для того, для чего она должна использоваться. При этом образ Бориса Годунова — центральный образ трагедии, все герои произведения с ним связаны.

В Смутное время появилось множество самозванцев, но Пушкин решает изобразить лишь одного — Лжедмитрия I, который в конце и становится царём. Изображается и его возлюбленная, Марина Мнишек, которая любит не его, а его новый статус государя.

Почему так произошло? Проблема конфликта между властью и народом кроется в том, что Борис Годунов отменил Юрьев день — временной промежуток, когда крепостной крестьянин мог уйти к другому помещику. Народ взбунтовался, а поэтому хорошо поддался на слова Лжедмитрия и польской шляхты. По мнению Пушкина в этом крылась и проблема его времени. Государство шло против народа, поэтому народ не слушал государство. А так поступать нельзя. Государь всегда должен учитывать мнение и интересы своего народа, тогда он считается хорошим.

Отличительная черта языка произведения — это отсутствие рифмы. В стилистике трагедии Пушкин подражал Шекспиру, который жил во времена Смутного времени.  Таким образом, Пушкин отражает дух той эпохи, которую изображает в пьесе.

Трагедия «Борис Годунов» рассчитана на постановку в театре, поэтому в её анализе важно учитывать и составляющую авторских ремарок, указаний писателя касательно изображений персонажей на сцене.

Анализ произведения Борис Годунов

Анализ произведения Борис Годунов Пушкина (7, 10 класс)

Несколько интересных тем

  • Вера Павловна в романе Что делать

    Вера Павловна Розальская – основной положительный персонаж романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

  • Глеб Капустин в рассказе Срезал

    В.М. Шукшин своему рассказу «Срезал» придавал особое значение. Известно, что большинство произведений автора обладают автобиографической составляющей. Этот рассказ не исключение

  • Герои повести Живи и помни

    Валентин Распутин, известный русский и советский писатель в 1975 году написал повесть «Живи и помни», посвященную событиям Великой Отечественной войны. В центре повествования - судьбы Андрея и Настены Гуськовых.

  • По рассказу Повесть о настоящем человеке

    Главный герой повести Б.Н. Полевого Повесть о настоящем человеке - советский летчик-истребитель Алексей Мересьев. Борис Полевой работал на фронте корреспондентом газеты Правда

  • Мой лучший друг

    Настоящая дружба — это то, без чего не будет полноценной жизнь любого человека. Друг всегда подскажет, поможет и поддержит. Мне повезло — у меня есть лучший друг.