Анализ произведения Борис Годунов Пушкина (7, 10 класс)

В творчестве Пушкина есть произведения исторического жанра, одним из которых является трагедия «Борис Годунов». Произведение было создано в 1825 году незадолго до восстания декабристов, которые были очень близки по духу писателю. Литератор рассуждал много о причинах этого восстания, и, чтобы лучше понять его, обратился ко прошлому. На тему произведения повлиял и факт публикации «Истории государства российского» Карамзиным, с которым Пушкин общался. Карамзин считал, что одной из причин Смуты была неправильная политика Бориса Годунова. Это и привлекло внимание писателя к его персоне.

Главный герой трагедии — Борис Годунов. Для него власть — это самое главное в жизни, он стремится всяческими путями её добиться. При этом он не хочет использовать её с какими-либо благими целями. Для персонажа главное — это власть ради власти. При этом власть — тяжёлое бремя, и Борис Годунов обладает всеми талантами, чтобы его выдержать. Он умный, образованный, сообразительный, мудрый правитель. Но власть ему нужна вовсе не для того, для чего она должна использоваться. При этом образ Бориса Годунова — центральный образ трагедии, все герои произведения с ним связаны.

В Смутное время появилось множество самозванцев, но Пушкин решает изобразить лишь одного — Лжедмитрия I, который в конце и становится царём. Изображается и его возлюбленная, Марина Мнишек, которая любит не его, а его новый статус государя.

Почему так произошло? Проблема конфликта между властью и народом кроется в том, что Борис Годунов отменил Юрьев день — временной промежуток, когда крепостной крестьянин мог уйти к другому помещику. Народ взбунтовался, а поэтому хорошо поддался на слова Лжедмитрия и польской шляхты. По мнению Пушкина в этом крылась и проблема его времени. Государство шло против народа, поэтому народ не слушал государство. А так поступать нельзя. Государь всегда должен учитывать мнение и интересы своего народа, тогда он считается хорошим.

Отличительная черта языка произведения — это отсутствие рифмы. В стилистике трагедии Пушкин подражал Шекспиру, который жил во времена Смутного времени.  Таким образом, Пушкин отражает дух той эпохи, которую изображает в пьесе.

Трагедия «Борис Годунов» рассчитана на постановку в театре, поэтому в её анализе важно учитывать и составляющую авторских ремарок, указаний писателя касательно изображений персонажей на сцене.

Анализ произведения Борис Годунов

Анализ произведения Борис Годунов Пушкина (7, 10 класс)

Несколько интересных тем

  • Котенок

    У нас появился котенок. Он маленький, игривый и очень симпатичный. Котенок ест все, что только ему дают - рыбу, мясо и иногда фрукты. Он пока не ходит в туалет в лоток, но мы его приучим.

  • Гамлет (образ и характеристика) в произведении Шекспира

    Гамлет - главный герой одноименной трагедии Вильяма Шекспира. Он ведет борьбу с современной эпохой, размышляя по поводу бытия. Его философские мысли становятся центральными в произведении.

  • Почему я люблю народные сказки

    Сказки обожают все. Не так важно , сколько для тебя лет, мальчишка ты или же девчонка , во собственно что одет и где живешь. Но притча - это то, собственно что пришло к для тебя в этом раннем возрасте

  • Тема Родины в творчестве Блока

    В творчестве каждого поэта особое место занимают стихи о Родине. Эти стихи многогранны: кто-то сравнивает Родину с матерью, для кого-то Родина – это отчий дом, а кто-то олицетворяет ее с любимой девушкой.

  • Смысл названия романа Капитанская дочка

    Роман А.С.Пушкина публикуется в журнале «Современник» в конце 1836 года. Работа над романом шла более шести лет. Планы и герои, сюжетные линии – всё менялось на протяжении этих лет.