Анализ произведения Телеграмма Паустовского

Автор произведения, вышедшего в свет в 1946 году, представляется в лице знаменитого прозаика Константина Паустовского.

По жанровой принадлежности произведение относится к небольшой психологической новелле в виде рассказа.

Ключевой темой произведения являются размышления об извечном жизненном противостоянии  старшего и молодого поколений.

Сюжетное повествование рассказывает о последних годах жизненного существования главного персонажа, представленного в образе Катерины Петровны, проживающей в большом доме собственного отца, известного в сое время живописца, в постепенно умирающей деревне. Соответственно,  героиня также постепенно к уходу в мир иной, поскольку ее единственными друзьями являются одиночество и немощная старость. Помимо Манюшки и Тихона, являющимися, по сути, для героини совершенно посторонними людьми, никто не оказывает помощь Катерине Петровне. При этом в Ленинграде проживает дочь героини Настя, которая приезжала навестить мать несколько лет назад, а на момент повествования довольствуется только редкими денежными переводами и открытками к праздничным датам.

Действующие персонажи рассказа подразделяются автором на две группы, первую из которых представляет собственно главная героиня в лице Катерина Петровны, а также ее сельское окружение в лице Манюшки, являющейся дочерью соседа, добровольно оказывающей помощь пожилой женщине, и Тихона, деревенского старика, помогающего Катерине Петровне в ведении домашнего хозяйства. Вторую группу персонажей представляет Настя, дочь главной героини, и ее городское окружение в лице талантливого скульптора Тимофеева, организацией выставки которого занимается Настя, а также один из чиновников Першин, являющийся старым вспыльчивым художником.

Композиционная структура произведения условно представляет собой три части и начинается с авторского вступления в виде знакомства писателя с главной героиней и ее окружением, при этом используется сравнение жизни Катерины Петровны с наступлением осени, задержавшейся в деревне.

Затем в повествование включается вторая сюжетная линия о городской жизни дочери героини. При этом писателем применяется художественный прием в виде объединения двух сюжетных линий посредством творческой профессии художника, поскольку героиня является дочерью известного живописца, а дочь Катерины Петровны осуществляет трудовую деятельность, также связанную с искусством.

Отличительной характеристикой рассказа является использование писателем художественных деталей в виде письма героини к собственному ребенку, а также телеграммы соседа.

Финал произведения является неминуемо печальным, поскольку Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись приезда единственного ребенка, а Настя приезжает в деревню только через несколько дней, испытывая груз непоправимой вины по отношению к матери.

Среди художественных средств выразительности произведение отличается использованием автором  повествовательным структурным содержанием в виде чередования эпизодов и преобладания изложения от первого лица. Также в рассказе применяется предельно сжатый текстовый объем, не являющийся препятствием для развития двух параллельных сюжетов (деревенский и городской), которые эффектно соединяются в финале рассказа.

Художественное своеобразие произведения заключается в придании писателем ключевой роли лирическим пейзажам, характеризующимся душещипательными нотами, а также в использовании неслучайных сюжетных совпадений и классических текстов в сочетании со словами-сигналами.

Анализ произведения Телеграмма

Анализ произведения Телеграмма Паустовского

Несколько интересных тем

  • Любовь в рассказе После бала

    Романтическую историю в рассказе "После бала" читатель узнаёт из уст Ивана Васильевича – пожилого мужчины, рассуждающего о своей юношеской увлечённости с высоты прожитых лет.

  • По поэме Слово о полку Игореве

    Поэма о противостоянии русского князя с половцами считается неоценимым произведением в русской литературе, в котором раскрывается вся связь с родимыми землями, любовь к народу. Произведение пропитано патриотизмом

  • Литература

    Испокон веков в обществе человека сложились многие науки, которые затрагивали различные сферы его деятельности. Общество создавало, развивало и продвигало те или иные научные дисциплины

  • Петр 1 в поэме Медный всадник

    Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» написана в 1833 году. В ней поэт обращается к жизни знакомого ему общества в Петербурге.

  • Образ Бояна в Слове о полку Игореве

    Боян — песнописец, живший до создания данного произведения. У некоторых людей можно возникнуть вопрос: действительно ли существовал данный человек? При внимательном изучении «Слово» в данном