Сочинение Речь и манеры Плюшкина в Мертвых душах Гоголя

Н. В. Гоголь неспроста описывает Плюшкина последним – его поразительный образ становится кульминацией в галерее образов помещиков тех времен.

При общении с Чичиковым Плюшкин старается сохранить остатки вежливых манер, но у его плохо получается. Помещик не рад гостю, его раздражает само присутствие Чичикова, и он смело заявляет о том, что «в гостях мало проку». Больше всего Плюшкин опасается, не придется ли ему накрывать стол, или что-нибудь отдавать гостю.

В Плюшкине практически не осталось ничего человеческого, он морально разлагается. Это находит свое подтверждение и в речи – помещик постоянно ругается, ворчит, раздражается, и причитает о своих богатствах.

Продажа мертвых душ поднимает ему настроение, и в Плюшкине обнаруживается еще и лицемерный льстец. В этот момент Чичиков быстро из неугодного гостя превращается в «батюшку» и «благодетеля». От радости помещик проявляет невиданную щедрость – предлагает Чичикову сухарь от кулича, и ликер с мусором и насекомыми, которых по признанию Плюшкина он уже предусмотрительно вынул оттуда.

Отсутствие нужной бумаги снова провоцирует в помещике бурю негодования, которую он обрушивает на слуг. Все вокруг становятся для него «бессовестными тунеядцами», «дураками», «мошенниками» и воришками. Речь Плюшкина в целом наполнена просторечными выражениями: «ужо», «бают», «подтибрила», «чай». Автор дает читателю возможность окунуться и во внутреннюю речь Плюшкина, где заметно, насколько помещика одолевают страх и подозрительность.

Плюшкин совершенно не заботится о хороших манерах. Со стороны ему кажется, что ведет он себя как довольно вежливый человек. Но гость с первой же минуты знакомства замечает и лохмотья в дырах, и выпавший из носа табак, и предложенную ему давно испорченную еду. Этот помещик настолько сошел с ума от жадности, что не в состоянии выделить лишнюю копейку даже для самого себя. Надеть чистую, опрятную одежду, поесть нормальной пищи. Вместо этого, Плюшкин ежеминутно следит за тем, чтобы его никто не обокрал.

Крестьяне Плюшкина смеялись над его странной манерой прохаживаться по своим владениям в поиске всякого хлама, который он тащил к себе в дом и складывал там. После прогулки Плюшкина незачем было подметать улицы, ведь абсолютно все – старые подошвы, лоскутки, гвозди, все это он бережливо уносил к себе.

Речь и манеры Плюшкина в полной мере выражают его моральную деградацию. Упадок царящий в его душе, помещик живо демонстрирует через свое поведение.

Характеристика 2

Плюшкина из романа Н.В. Гоголя «Мертвые души» в современном мире окрестили бы «королем помойки», и было, за что: сам по себе персонаж выглядит довольно отталкивающе. В произведении сказано, что он носил непонятный грязный халат с засаленными рукавами, волосы у него тоже были грязными, а вместо галстука у него была какая-то непонятная тряпка, которая если и была галстуком, то, разве что, в прошлой жизни.

Отдельного внимания заслуживает дом Плюшкина: когда туда приходит главный герой, он видит, что всё буквально всё завалено мусором, словно Степан Плюшкин в буквальном смысле переехал жить на помойку. Вернее, это помойка переехала к нему. Весь его дом – это просто огромная куча бесполезного хлама, и с каждым днем её масштабы разрастаются с ужаснейшей быстротой.

Мания этого героя доходит до того, что он подбирает ведра, бабьи тряпки и прочий мусор. Если же выясняется, что это никакой не мусор, а просто вещь была утеряна хозяином –Степанушка буквально от сердца её отрывает, как ребёнок, у которого «Киндер» отобрали. И то не всегда отдает, а только когда доказать удается, что вещь ему, Степану, не принадлежит.

Речь у него тоже своеобразная: она практически вся состоит из бранных слов. Он постоянно обвиняет окружающих в воровстве и обмане, хотя сам не против стащить чужое, как уже говорилось. Глядя на этот образ, трудно поверить, что когда-то он был отцом, хорошим семьянином. Но, увы, порой жизнь меняет людей до неузнаваемости.    

Вообще, мне кажется, что это душевная болезнь. Ну кому в здравом уме тряпки понадобятся, и прочая гниющая дрянь? Просто повредился слегка мужик, когда усадьба разорилась и без денег остался. Сам по себе скупой был, а все эти проблемы ситуацию только усугубили. Жаль его, но и брезгливость вызывает.

Кстати, в произведении и про Плюшкинскую усадьбу говорится: она там полуразрушенной показана, неопрятной, как и сам хозяин. Главный герой поначалу даже не понял, что это и есть тот самый Плюшкин, а принял его за старуху-ключницу.

В современной психологии есть даже понятие такое «Синдром Плюшкина» - это, когда люди годами копят ненужные им вещи; то есть, вещи-то им не нужны, но выбросить жалко. Мы все – немного Плюшкин, нам всем жалко что-то выкидывать, например, потому что это память. У некоторых это «жалко выкинуть», приобретает масштабы вселенной, также есть люди, которые вообще всё с помойки тащат к себе домой, как хомяки. Вот с такими-то приходится работать психологам.

Вполне возможно, что свои Плюшкины были и во времена Гоголя, у героя мог быть реальный прообраз. Только в то время их никто не лечил – ну блаженный, что с него взять? Да и сейчас многие отказываются от лечения: «Я не больной, от чего меня лечить?» - удивлённо спрашивают они. Вот только часто простое коллекционирование всего на свете а-ля «Это может пригодится» перерастает в такое… Плюшкиничество, если можно так выразиться, манию. Случается, что мусор мешает людям жить, благо в нашем мире научились с этим справляться.

Речь и манеры Плюшкина в Мертвых душах

Сочинение Речь и манеры Плюшкина в Мертвых душах Гоголя

Несколько интересных тем

  • Церковь Покрова на Нерли

    Немалое количество русских художников любили изображать на своих холстах отечественные церковные изваяния. Эти архитектурные строения особенно хорошо вписываются в природный фон

  • Левитан

    Выдающийся и один из талантливых художник России – Исаак Левитан. Его картины - шедевры мирового искусства. Он писал картины- пейзажи. Они передают все богатство и многогранность, неповторимую красоту природы.

  • Письмо Катерины Петровны (анализ эпизода рассказа Телеграмма)

    Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» опубликован в 1946 году, но не потерял своей актуальности и в наши дни. Писатель задает читателям простой вопрос о том, как мы относимся к родителям

  • Герои повести Черная курица, или Подземные жители

    Алеша – ребенок из глубинки. Ему десять лет. Родители привезли его в Петербург и оформили в пансион. Мальчик чувствует одиночество. Выходные для него вообще тяжелые дни

  • За обедом

    Найти эту картингу можно в Государственной Третьяковской галерее. Она была написана в 1914 году. Речь идёт о полотне Зинаиды Серебряковой «За обедом».