История создания повести Портрет

“Портрет” - знаменитая мистическая повесть Николая Васильевича Гоголя. Замысел произведения возник у писателя в 1832, однако окончательная редакция повести принадлежит к 1842 году.

Работу над “Портретом” Гоголь начал в 1833 году, и уже в 1834 году писатель опубликовал свое произведение в первой части сборника сочинений “Арабески”. Критика неоднозначно приняла новую повесть Гоголя. Ряд отрицательных отзывов, среди которых был и отзыв знаменитого литературного критика В.Г.Белинского, заставляет писателя переработать текст произведения. Значительные изменения он вносит в “Портрет” в 1841-1842 годах. И уже в 1842 году в пушкинском журнале “Современник” публикуется окончательный вариант повести, который и знаком современным читателям.

В 1837 году Гоголь впервые посещает Рим, который настолько ему полюбился, что стал как-бы второй родиной. Находясь в Италии, Николай Васильевич продолжает работу над своими произведениями, среди которых Петербургские повести и знаменитый роман “Мертвые души”. Именно в Риме Гоголь переписывает вторую часть “Портрета”, вносит значительные изменения в сюжет: меняется имя главного героя, теперь его зовет не Чертков, что по мнению критики было созвучно с чертом, а Чартков, появляются новые персонажи. В Италии Гоголь знакомится с художником А.А.Ивановым, работы которого производят на писателя большое впечатление. Художник становится прототипом двух героев “Портрета” - талантливого художника, товарища Чарткова, приславшего свою картину из Италии и старца-художника, чуждого материальных благ и ведущими отшельнический образ жизни.

Но кто же стал прототипом полумистического ростовщика? По одной из версий, в образе хозяина страшного портрета нашли отражение черты известного в начале 19 века индуса-ростовщика, жившего в Петербурге. Из описания, данного актером П.А.Кортыгиным, известно, что лицо индуса был покрыто яркими красочными татуировками,а черные глаза его блестели как угли на желтоватых белках с кровяными прожилками.

В хозяине издательства, в котором Чартков заказал статью о себе угадываются черты Фаддея Булгарина. Известно, что издатель часто размещал в свое газете “Северная пчела” заказные статьи, наподобие той, которую написал журналист в повести Гоголя. Образ “издателя одной ходячей газеты” присутствует и в других произведениях Николая Васильевича: “Нос”, “Ревизор”, “Записки сумасшедшего”, где также угадываются прагматично направленные черты характера Булгарина.

История создания повести Портрет

История создания повести Портрет

Несколько интересных тем

  • Сравнительная характеристика городничего и Хлестакова

    Городничий Сквозник-Дмухановский и канцелярский чиновник Хлестаков являются одними из самых ярких героев комедии Н.В.Гоголя Ревизор. Между этими, на первый взгляд абсолютно разными персонажами

  • Встречаются ли Беликовы в наше время?

    Я думаю, что в наше время Беликовых больше, чем раньше было! Надел черные очки, капюшон или кепку, наушники огромные и в телефон смотришь, а вокруг никого не видишь. Кто играет в «покемонов»

  • Люсиль Мещанин во дворянстве

    Люсиль – одна из главных героинь в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». По сюжету ее отец, Журден, обычный, ничем не примечательный мещанин. Но у него есть заветная мечта

  • Капитан Тушин в романе Война и мир

    Капитан Тушин - второстепенный герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого Война и мир. Тушин - штабс-капитан артиллерии. Это робкий скромный челове

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский в рассказе Человек в футляре

    Иван Иванович Чимша-Гималайский – персонаж периодически появляющийся в трех рассказах А.П. Чехова – «маленькой трилогии». В произведениях он выступает в роли рассказчика, либо слушателя.