Сочинение Черты характера Хлестакова

Поэма Н.В.Гоголя была создана всего лишь за два месяца, а затронула проблемы целого поколения, раскрыла ярчайшие образы правящего класса.

Главным действующим лицом становится господин Хлестаков, молодой кутила и прожигатель жизни. Он полностью оправдывает свой девиз жизни: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия!». Одет по последней моде, любит останавливаться в лучших номерах, а также не отказывает себе во вкусной еде и везде садится за карточный стол. Отсюда и куча долгов, не умеет распределять свой бюджет. Хлестаков, как потомок дворянского рода, нигде не работает, а тратит бюджет своих родителей. Не стесняется брать в долг, ведь «говорят, новое счастье, когда новенькими бумажками». Ради прибыли готов пойти на обман, что и делает, притворившись тайным проверяющим, ревизором.

Натура героя расцветает с каждым действием. Во 2 части перед нами отчаявшийся молодой человек, который проиграл кучу денег и боится справедливого наказания, так как не платит за комнату и кушает в долг. 3 действие спасает Хлестакова от унижения. При помощи природного обаяния получает статус «важного господина», переходит в разряд завидного жениха и пользуется всеми предоставленными благами. При помощи лести и внезапно появившейся наглости Хлестаков обогащается на кругленькую сумму, так как чиновники города N пытаются прикрыть свои грешки взятками. Здесь Хлестаков абсолютно бездушен, ему нет дела до проблем простых граждан. Его цель – жить одним днем, пока есть возможность.

Накал страстей происходит в последней части пьесы, где наш герой забывает о страсти почтмейстера к чтению чужих писем, отправляет послание своему другу. Он нелицеприятно отзывается о всех чиновниках, сравнивая их с животными, нагло насмехается над их необразованностью, жадностью и страхом перед проверками. А после раскрытия тайны бесследно исчезает, позабыв об обещании жениться, о возврате долгов, о каких-либо нормах морали.

Образ Хлестакова породил целое поколение молодых людей, которые любят жить за чужой счет, ради обогащения готовы переступить черту нравственности. Хлестаков, по сути, человек-универсал. Он может подстроиться под любую ситуацию, под любое настроение окружающих. Но самое страшное - с каждым годом «хлестаковщина» все больше набирает обороты, все меньше мужчины хотят работать и обеспечивать семью, они хотят иметь все и сразу.

2 вариант

На написание пьесы «Ревизор» Гоголя подтолкнул курьезный случай, произошедший в одном из уездных городков, где проезжего приняли за ревизора. Этот случай послужил основой сюжета пьесы, в которой Гоголь передал обобщённый образ чиновничества – его нравы, ценности, привычки. За ревизора в пьесе приняли молодого чиновника Ивана Александровича Хлестакова, не имеющего высокого служебного и материального положения. Характер и образ мыслей действующих в пьесе чиновников передаётся как раз через общение с Хлестаковым. Это его самого делает центральным персонажем произведения и обращает внимание на черты, свойственные его натуре.

Первое что бросается в глаза – это вопиющая легкомысленность Хлестакова. Сама путаница с его положением была связана с тем, что он остался совершенно без денег. Деньги же он потерял, играя в карты. Причём автор даёт понять, что в карты Хлестаков проигрывает не впервые. Да и живёт он не по средствам, растрачивая деньги, присланные отцом, на дорогие наряды и развлечения. Легкомысленность Хлестакова проявляется и в доме городничего, где он пытается ухаживать за его женой, рискуя своим положением почётного гостя.

Как основную черту в характере Хлестакова нужно указать и беспринципность. Он с лёгкостью пользуется положением лжеревизора в корыстных целях, принимая крупные суммы от чиновников якобы «взаймы». Ни на минуту не задумывается Хлестаков и о чувствах Марьи Антоновны, следуя своему спонтанному порыву. Он заключает с ней помолвку, зная, что никогда больше не вернётся в дом городничего.

Хлестаков ленив. Отец отправляет его в Петербург, вероятно надеясь, что государственная служба приучит его к трудолюбию. Однако Хлестаков в службе не усердствует, и потому занимает низший чин коллежского регистратора («елистратишка» - по пренебрежительной оценке слуги Осипа). Отношение Ивана Александровича к службе даёт понять высказывание Осипа: «...делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет...»

Несмотря на присущую ему лень, Хлестаков тщеславен. Не имея возможность удовлетворить своё тщеславие на службе, он восполняет это в доме Антона Антоновича. Перед лицом внимающих ему чиновников, Хлестаков преображается из мелкого служащего  в знатного вельможу, принимающего в гостях высокопоставленных особ, знакомого с известными людьми (« с Пушкиным на дружеской ноге»).

В целом Хлестаков предстаёт в пьесе пустым и бесполезным человеком. И именно такой характер главного героя, вероятно, позволяет наиболее полно реализоваться авторскому замыслу. Сознавая, что перед ними пустышка, чиновники, тем не менее испытывают трепет и почтение по отношению к Хлестакову. На первый план для чиновников выходят не моральный и интеллектуальный уровень человека, а его чин и полномочия.

Черты характера Хлестакова

Сочинение Черты характера Хлестакова

Несколько интересных тем

  • Образ Раневской в пьесе Вишневый сад

    Раневская, главная героиня пьесы «Вишневй сад», после долгого отсутствия возвращается из-за границы в родное имение. Семья испытывает финансовые затруднения, поместье выставлено на торги.

  • Помещик в сказке Дикий помещик

    Писатель М. Е. Салтыков – Щедрин был мастером написания сатирических сказок. Одной из таких сказок была «Дикий помещик», в которой говориться о тяжкой доли русского народа.

  • Природа в Слове о полку Игореве

    «Слово о полку Игореве» - одно из значительных произведений древнерусской литературы, рассказывающих о событиях двенадцатого века.

  • Вид Константинополя при лунном освещении

    Картина написана известным русским художником-маринистом Иваном Айвазовским. Море было его любовью на всю жизнь. Художник много путешествовал. Бывал в Турции, Италии, на юге России

  • Тропинин

    Василий Андреевич Тропинин родился 19 марта 1776 года в одном из сел Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина. Умер 3 мая 1857 года в Москве. Он писал свои портреты сначала в стиле романтизма