В чем заключается своеобразие чеховских диалогов? (по пьесе Чехова Вишневый сад)

«Вишневый сад» – последнее произведение Антона Павловича Чехова, написанное им в 1904 году, незадолго до смерти. Своеобразие драматического сюжета создается путем использования необычной композиции – диалогами, насыщенными отступлениями, побочными линиями, бытовыми мелочами, не имеющими отношения к происходящему.

Особенность общения героев – отсутствие в них коммуникативных навыков. В большинстве бесед нарушена последовательность, отсутствуют ответы на поставленный вопрос. Создается впечатление, что каждый говорит сам с собой и не слышит собеседника. Беспорядочность реплик отражает пустоту их содержания, несерьезность суждений, неуважение к другим людям. В результате диалоги напоминают монологи – не отдельные тематические высказывания мыслей героев, как это было принято в литературе до Чехова, а параллельные рассуждения. С одной стороны это выглядит смешно из-за своей нелепости, с другой – показывает одиночество героев, их разобщенность, нежелание понять друг друга.

Автор подчеркивает посредственность героев, внедряя в диалоги мотивы, не относящиеся к сюжету. Так, после приезда домой, идет реплика Раневской о детской комнате, потом жалоба Вари, что ей холодно, дальше замечание Гаева об опоздавшем поезде и неожиданная фраза Шарлоты о том, что ее собака кушает орехи. Во втором акте печальные мысли о судьбе имения резко сменяются философским рассуждением о жизни, тут же обсуждается тема женитьбы Лопахина и Вари, упоминается о намерении Гаева служить в банке. В третьем акте Раневская беспокоится о торгах, одновременно распоряжается о чае, играет в карты и предлагает Лопахину жениться на Варе. Трофимов во время разговора дразнит Варю, та в ответ насмехается над его затянувшейся учебой в университете, входит Яша и заявляет, что Епиходов сломал бильярдный кий. Символично поведение Фирса – тот старый и плохо слышит, постоянно произносит фразы не к месту. В конце пьесы, прощаясь друг с другом, каждый продолжает говорить о своем: Лопахин о бизнесе, Пищик о своих долгах, Дуняша о любви к Яше. Яша в это время мечтает о Париже, Трофимов ищет свои калоши.

Читателю предоставляется возможность самому обнаружить нелепость коммуникаций и противоречие в словах героев. В тексте можно выделить два плана: внешний, в виде произносимых слов, и внутренний – подтекст, заметный в атмосфере общения и определяющий суть происходящего. Случайные реплики приобретают загадочный смысл с символическим значением, о котором можно только догадываться. Так, Шарлота оказывается чревовещательницей, показывает фокусы, больше похожие на выступление клоуна. Во время разговора Трофимова и Ани о будущем страны восходит луна. Разговаривая о саде, Трофимов замечает: «Вся Россия наш сад». В финале герои пьесы уезжают, оставляя запертым больного Фирса, который, умирая, говорит, что жизнь прошла, словно и не жил.

Важная роль предоставляется ремаркам, в том числе звукам и музыке. Пищик, разговаривая с Трофимовым, храпит и тут же просыпается. Раневская в тот день, когда проходит продажа дома, приглашает музыкантов и, переживая о торгах, напевает лезгинку. Дважды в пьесе слышится странный звук непонятного происхождения – «замирающий, печальный» – предвещающий горе. В конце произведения раздается звук топоров – рубят вишневый сад.

Часто используется ремарка «Пауза», роль которой тоже неоднозначна. Порой кажется, что человек погрузился в размышления или умолк, наполнившись внутренней тревогой. Иногда создается впечатление, что легкомысленным героям нечего сказать. Для читателя пауза это момент раздумий о происходящем – тишина позволяет заметить внутреннюю опустошенность героев.

Автор периодически отмечает лишние жесты, слова-паразиты, повторы, остановки в речи, слишком громкую или слишком тихую речь, прерывание мысли на полуслове и другие признаки косноязычия, мешающие контакту собеседников. Гаев выдает монологи и рассуждения, отходящие от темы – об этом постоянно напоминает Аня и просит его помолчать. Сюда же относится постоянное повторение им бильярдных терминов и ни к чему не относящегося вопроса «Кого?». Лопахин в разговоре машет руками. Епиходов постоянно что-то теряет и портит – его называют «двадцать два несчастья».

Таким образом, отличительные черты диалогов «Вишневого сада» следующие: персонажи постоянно прерывают друг друга, из-за чего теряется суть разговора; каждый говорит о чем-то своем, превращая диалог в монолог; многочисленные реплики, не связанные с сюжетом, являются шумовым фоном, отвлекающим от содержания беседы. Разнообразные по содержанию, чеховские диалоги развиваются свободно, уходя от основного конфликта. Подобный стиль общения отражает характер персонажей – они глухи по отношению к собеседникам, не умеют и не хотят их понять, имеют спутанные неопределенные мысли, не могут вести нормальную коммуникацию.

В пьесе Чехов реалистично показал обывателей своего времени. Актуальность вопроса остается важной и сегодня – многие современники все так же не умеют прийти к взаимопониманию и наладить отношения.

В чем заключается своеобразие чеховских диалогов? (по пьесе Чехова Вишневый сад)

В чем заключается своеобразие чеховских диалогов? (по пьесе Чехова Вишневый сад)

Несколько интересных тем

  • Зеленый шум

    Аркадий Рылов запечатлел на картине возвышенность около реки. Зритель картины, как будто стоит на холме, и смотрит с этой высоты. Ему открывается красивый вид на бирюзовую воду и необъятные небеса

  • По рассказу Студент

    Рассказ «Студент», опубликованный в 1894 году, Антон Чехов считал его одним из самых совершенных своих произведений. С ним согласны исследователи творчества писателя

  • По былине Садко

    Садко — русская былина, придуманная народом и записанная в 1910 году Андреем Сорокиным. В ней поведано, как живет бедный музыкант-купец, важнейшим сокровищем для которого являются яворчатые гусли

  • Березовая роща

    Картина «Березовая роща» Исаака Левитана полностью отражает свое название. Стоит отметить, что зритель наблюдает шикарную березовую рощу, запечатленную художником в летнее время года

  • Натюрморт. Цветы в вазе Головина

    Полотна некоторых живописцев наводят взгляд на детали. Глядя на такие картины, понимаешь, что мимо многих вещей мы проходим, даже не замечая прекрасного и притягивающего. В такие моменты хочется остановить мгновение.