Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Чехова Вишневый сад)

Пьеса «Вишневый сад» задумана Чеховым как веселая комедия. Он писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор считал своих персонажей неспособными на глубокие чувства, их переживания называл легковесными, а слезы – признаком слабых и нервных личностей.  Режиссеры же увидели в произведении тяжелую драму с искренне страдающими людьми, каждый из которых имеет незаурядный и достаточно сильный характер.

Также спорными оказались тема и идея произведения. Автор размышлял и пытался предвидеть будущее, ожидающее Россию. На момент написания пьесы прошло 40 лет после отмены крепостного права, но продолжались споры, как лучше жить. Фирс, 87-летний лакей, считает свободу несчастьем – для него в радость служить господам. Показательный финал произведения – больной старик, символ прошлого, умирает в одиночестве, забытый хозяевами в запертом доме. В последних словах он жалеет о неудачной жизни, называет себя недотепой.

Таким же символом, указывающим на безвозвратно ушедшее прошлое, служит вырубка вишневого сада, о котором Трофимов говорит: «Вся Россия наш сад». Отношение к саду разное и определяет характер конкретного персонажа.

Для помещицы Раневской сад это ее жизнь, воспоминания о детстве и юности. Она искренне переживает за него, жалеет и рыдает, но не в состоянии удержать в своей собственности – вместо попыток сохранить имение, продолжает тратить последние деньги. После продажи дома Раневская уезжает за границу.

Ее брат Гаев тоже неравнодушен к саду. Болтун и несерьезный человек, он не сумел достать деньги для уплаты долгов. Зная, что продажа неизбежна, Гаев нашел теплое местечко в банке с хорошей зарплатой. Впрочем, остальные считают, что из-за своей лени он там долго не продержится.

Лопахин – самый деловой персонаж произведения, единственный, кто внес предложение о судьбе сада. Неоднозначность образа в том, что его отец был крепостным у Раневской. Лопахин сумел самостоятельно выучиться и заработать деньги. Он не считает себя аристократом, уважительно относится к хозяевам, но для Лопахина деловая хватка превыше всего. Купец приобретает имение, рубит сад и планирует сдать землю в аренду дачникам. Он представляет собой символ настоящего, но его будущее туманно. Лопахин уезжает по делам, имение оставляет на нанятого им конторщика Епиходова, которого называют «двадцать два несчастья», поскольку в руках у него все ломается, теряется и портится.

Варя, приемная дочь Раневской – хозяйственная и весьма приземленная девушка. Хотела выйти замуж за Лопахина, но не смогла ничем заинтересовать его. В результате ей пришлось устроиться экономкой к другим помещикам – без управленческой работы она не может жить. Ее будущее невзрачно – вместо женского счастья Варю ждет работа.

Гувернантка Шарлотта – образ творческой личности, легкомысленной и не обремененной обязанностями. Она развлекала господ выступлениями, фокусами, чревовещанием и пением. После продажи имения оказалась никому не нужной – девушке некуда идти, но господ это не волнует. Что ожидает Шарлотту – остается лишь догадываться.

Будущее прислуги Яши и Дуняши тоже весьма неопределенно. Хитрый лакей, безответственный и наглый, пренебрежительно относится к хозяевам. Яша влюбил в себя и бросил Дуняшу, обманул Раневскую касательно Фирса, оставив того умирать. Юноша напросился с хозяйкой в Париж, поскольку презирает родину. Можно не сомневаться, он предаст Раневскую, как только у той закончатся деньги. Для автора Яша – типичный представитель малообразованного и грубого пролетариата.

 Петя Трофимов и Аня – новые люди, смотрящие в будущее с оптимизмом. Петя, вечный студент, интеллигент с демократическими убеждениями, восторженно настроенный на изменения страны, предчувствует ее великое будущее. Аня, вдохновленная красивыми речами о равенстве и свободе, готова идти за Трофимовым – она дает ему слово, что без сожаления бросит имение с садом. Однако, присмотревшись, замечаешь, что в Пете больше пафоса и пустословия, нежели деяния. Особенно символично, что в конце произведения он ищет свои старые грязные галоши.

Что ждет в будущем страну и ее население, как поведут себя типичные представители общества – важный вопрос, который автор рассматривает на примере персонажей произведения. Конкретного ответа в «Вишневом саде» нет – будущее в пьесе весьма расплывчато. Чехов лишь указал возможные направления и ясно дал понять, что прошлое уже не вернуть, в стране грядут перемены.

Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Вишневый сад)

Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Чехова Вишневый сад)

Несколько интересных тем

  • Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

    Само название забавно. В нём не о первом съеденном в жизни гусе, а об убитом… И герой ведь не на птицефабрику идет работать, а на практически фронт. А как красные относились к своим

  • Московская девушка 17 века Рябушкина

    Рассмотреть историю страны можно по книгам в библиотеках, но как можно рассмотреть пейзажи прошлого. Для этого стоит обратить внимание на плотно Рябушкина «Московская девушка 17 века»

  • Друзья Широкова

    На картине Е.Н. Широкова, известного русского художника, «Друзья» изображен мальчик с собакой. Они располагаются на переднем плане картины.

  • Роль женщин в судьбе Печорина

    Печорин - статный молодой человек, который обладает незаурядным умом, привлекательной внешностью и аристократическими манерами поведения. Он имеет огромное количество друзей

  • По рассказу Платонова Юшка

    По жанровой направленности произведение является реалистичным рассказом, основной темой которого является проявление великодушия и милосердия, а также совершения бесчеловечных жестоких поступков.