Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Чехова Вишневый сад)

Пьеса «Вишневый сад» задумана Чеховым как веселая комедия. Он писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор считал своих персонажей неспособными на глубокие чувства, их переживания называл легковесными, а слезы – признаком слабых и нервных личностей.  Режиссеры же увидели в произведении тяжелую драму с искренне страдающими людьми, каждый из которых имеет незаурядный и достаточно сильный характер.

Также спорными оказались тема и идея произведения. Автор размышлял и пытался предвидеть будущее, ожидающее Россию. На момент написания пьесы прошло 40 лет после отмены крепостного права, но продолжались споры, как лучше жить. Фирс, 87-летний лакей, считает свободу несчастьем – для него в радость служить господам. Показательный финал произведения – больной старик, символ прошлого, умирает в одиночестве, забытый хозяевами в запертом доме. В последних словах он жалеет о неудачной жизни, называет себя недотепой.

Таким же символом, указывающим на безвозвратно ушедшее прошлое, служит вырубка вишневого сада, о котором Трофимов говорит: «Вся Россия наш сад». Отношение к саду разное и определяет характер конкретного персонажа.

Для помещицы Раневской сад это ее жизнь, воспоминания о детстве и юности. Она искренне переживает за него, жалеет и рыдает, но не в состоянии удержать в своей собственности – вместо попыток сохранить имение, продолжает тратить последние деньги. После продажи дома Раневская уезжает за границу.

Ее брат Гаев тоже неравнодушен к саду. Болтун и несерьезный человек, он не сумел достать деньги для уплаты долгов. Зная, что продажа неизбежна, Гаев нашел теплое местечко в банке с хорошей зарплатой. Впрочем, остальные считают, что из-за своей лени он там долго не продержится.

Лопахин – самый деловой персонаж произведения, единственный, кто внес предложение о судьбе сада. Неоднозначность образа в том, что его отец был крепостным у Раневской. Лопахин сумел самостоятельно выучиться и заработать деньги. Он не считает себя аристократом, уважительно относится к хозяевам, но для Лопахина деловая хватка превыше всего. Купец приобретает имение, рубит сад и планирует сдать землю в аренду дачникам. Он представляет собой символ настоящего, но его будущее туманно. Лопахин уезжает по делам, имение оставляет на нанятого им конторщика Епиходова, которого называют «двадцать два несчастья», поскольку в руках у него все ломается, теряется и портится.

Варя, приемная дочь Раневской – хозяйственная и весьма приземленная девушка. Хотела выйти замуж за Лопахина, но не смогла ничем заинтересовать его. В результате ей пришлось устроиться экономкой к другим помещикам – без управленческой работы она не может жить. Ее будущее невзрачно – вместо женского счастья Варю ждет работа.

Гувернантка Шарлотта – образ творческой личности, легкомысленной и не обремененной обязанностями. Она развлекала господ выступлениями, фокусами, чревовещанием и пением. После продажи имения оказалась никому не нужной – девушке некуда идти, но господ это не волнует. Что ожидает Шарлотту – остается лишь догадываться.

Будущее прислуги Яши и Дуняши тоже весьма неопределенно. Хитрый лакей, безответственный и наглый, пренебрежительно относится к хозяевам. Яша влюбил в себя и бросил Дуняшу, обманул Раневскую касательно Фирса, оставив того умирать. Юноша напросился с хозяйкой в Париж, поскольку презирает родину. Можно не сомневаться, он предаст Раневскую, как только у той закончатся деньги. Для автора Яша – типичный представитель малообразованного и грубого пролетариата.

 Петя Трофимов и Аня – новые люди, смотрящие в будущее с оптимизмом. Петя, вечный студент, интеллигент с демократическими убеждениями, восторженно настроенный на изменения страны, предчувствует ее великое будущее. Аня, вдохновленная красивыми речами о равенстве и свободе, готова идти за Трофимовым – она дает ему слово, что без сожаления бросит имение с садом. Однако, присмотревшись, замечаешь, что в Пете больше пафоса и пустословия, нежели деяния. Особенно символично, что в конце произведения он ищет свои старые грязные галоши.

Что ждет в будущем страну и ее население, как поведут себя типичные представители общества – важный вопрос, который автор рассматривает на примере персонажей произведения. Конкретного ответа в «Вишневом саде» нет – будущее в пьесе весьма расплывчато. Чехов лишь указал возможные направления и ясно дал понять, что прошлое уже не вернуть, в стране грядут перемены.

Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Вишневый сад)

Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Чехова Вишневый сад)

Несколько интересных тем

  • Что значит быть счастливым? (Куст Сирени)

    Вера и Николай состоят в законном браке. Благодаря Вере, Николай поступил в Академию. Она постоянно его подбадривала и вдохновляла. Два раза он провалил экзамены, на третий прошел по конкурсу.

  • Образ автора в Слове о полку Игореве

    Древнерусская литература может похвастаться самым известным своим произведением – «Словом о полку Игореве». Оно полно загадками и предположениями. Содержит тайну место и период написания

  • Основные мотивы и темы лирики Бальмонта

    Константин Дмитриевич Бальмонт деятельный представитель русской поэзии Серебряного века. Был широко известен, как поэт, писатель и переводчик. Бальмонт славился на всю Россию, в особенности

  • Семья Болконских (Война и мир)

    Роман Толстого оставляет неизгладимое впечатление. Роман наполнен интересными сюжетными линиями, поэтому он привлекает к себе огромное количество людей. Автор талантливо передает и раскрывает разные

  • Символы и образы в поэме Двенадцать

    Произведение Двенадцать Александр Блок написал вскоре после революции, в 1918 году. Именно этому значимому событию в жизни России и всего мира и посвящена поэма. Революции 1917 года