Сочинение Символы и образы в поэме Двенадцать Блока

Произведение "Двенадцать" Александр Блок написал вскоре после революции, в 1918 году. Именно этому значимому событию в жизни России и всего мира и посвящена поэма. Революции 1917 года (сначала буржуазная, затем большевистская) оставили яркий и неоднозначный след в истории нашей страны. После неё многое поменялось в жизни людей, многие события были переосмыслены. Существует древнее азиатское проклятье: "чтоб ты жил в эпоху перемен", именно такого рода событием и была революция. В один день для самых обычных людей мир поменялся. Многое из того, к чему они стремились, стало не нужно, зато другое, напротив, стало необходимо. В поэме Александр Блок оценивает события, анализирует их. При этом он использует живой поэтический язык с множеством интересных и необычных образов.

При первом прочтении произведения, оно может показаться бредом, так как множество образов ссылаются на послереволюционную тематику, которая современному читателю не очень близка. Но если вспомнить, что происходило во время революции и сразу после неё, всё сразу становится на свои места и каждая строфа оказывается точно бьющей в цель поэтической аллюзией, ссылкой на произошедшие изменения.

Одним из первых символов становится ветер. Это природное явление становится символом ураганоподобного и разрушающего характера революционных изменений в жизни. В чём-то хороших, в чём-то плохих. Любая революция, сметает всё на своей дороге и от этого никуда не скрыться. Есть выражение "ветер перемен", но революция это буйство стихии, ураган, сметающий всё на своём пути, оставляющий после себя лишь вывороченные с корнями деревья прошлого. Но сильный ветер не только несёт разрушения. Он разносит ещё и семена, семена новой жизни.

Ещё один символ в поэме - "мировой пожар". Он, по сути, близок к ветру. Этот пожар отражает глобальность революционных событий, их опасность. Даже за пределами России революция повлияла на людей. Многие капиталистические страны, испугавшись бунтов, начали потихоньку улучшать жизнь простых работяг. Александр Александрович Блок сравнивал революцию ещё и с мировым циклоном и снежным бураном.

Движущей силой революции стали двенадцать русских воинов, которые шагают по улицам Петрограда и несут жизнь и смерть. Эта группа символизирует одновременно и двенадцать присяжных (решающих судьбу преступника), и двенадцать апостолов (сподвижников Иисуса Христа, помогающих ему посеять семена новой жизни). Эта группа прокладывает путь и несёт революционные идеи, убивая все старые ценности. Дорога двенадцати солдат пропитана кровью, они готовы убить каждого, кто против изменений. Блок не осуждал поступки революционеров, скорее, он верил, что путь к светлому будущему лежит через разрушения и насилие.

Борьбу двух миров Блок символически показывает через цвета. Чёрное небо в поэме противостоит белому снегу.

Символом обывателя в поэме стала старуха, которой не понятны идеи революции. А образом старой системы - безродный пёс, который выпрашивает у двенадцати помилование.

Красный флаг стал в произведении символом победы, и образом кровавого настоящего.

Поп (символ всей религии) и буржуй (образ капитализма), теперь должны бояться за свою жизнь, так как в "новом мире" им нет места.

Важное место занимает Иисус. Христос в поэме становится символом будущего. Он шагает впереди двенадцати революционеров, указывая им дорогу в новый мир, помогая создавать другое общество.

Символы и образы в поэме Двенадцать

Сочинение Символы и образы в поэме Двенадцать Блока

Несколько интересных тем

  • Дина в рассказе Кавказский пленник

    В творчестве писателей русской литературы женский образ – особенный. Он передает мысли автора произведения, ее присутствие полно глубокого смысла.

  • Герои романа Дубровский

    Самый известный роман Пушкина «Дубровский». Стоит отметить, что каждый персонаж имеет свои положительные и отрицательные стороны, а каждый герои имеет уникальные взгляды на жизнь

  • Пугачев в романе Капитанская дочка

    Емельян Пугачев – знаковая фигура Отечественной истории 18 века. Он являлся вождем антидворянского восстания 1773-1775 годов, выдавая себя за Петра III. В истории о нем сложилось впечатление как о разбойнике и убийце.

  • На севере диком

    Шишкин – художник, который любит воплощать природные композиции. Его коллекция наполнена множеством интересных произведений.

  • Не взяли на рыбалку Поповича

    На полотне изображена сцена похода на рыбалку. В сюжете картины сразу виден главный герой. Это мальчуган, которого не взяли с собой папа и старший брат. Его оставили дома, с сестрой.